Московско-Петроградская линия
Вторая линия Петербургского метрополитена, также известная как Моско́вско-Петрогра́дская, или синяя линия, соединяет через центр южные и северные районы Санкт-Петербурга. В настоящее время начинается в Московском районе и достигает северной части Выборгского.
История
Первый участок линии был открыт 29 апреля 1961 года и состоял из 5 станций: от «Технологического института» до «Парка Победы».
Хронология пусков
Дата пуска | Участок | Длина | Кол-во станций |
---|---|---|---|
29 апреля 1961 года | «Технологический институт» — «Парк Победы» | 5,4 км | 5 |
1 июля 1963 года | «Технологический институт» — «Петроградская». | 5,9 км | 4 |
25 декабря 1969 года | «Парк Победы» — «Московская» | 1,8 км | 1 |
12 декабря 1972 года | «Московская» — ТЧ-3 «Московское» | 4,3 км | — |
25 декабря 1972 года | «Звёздная» и «Купчино» (на действующем участке «Московская» — ТЧ-3 «Московское») |
— | 2 |
6 ноября 1982 года | «Петроградская» — «Удельная» | 6,6 км | 3 |
19 августа 1988 года | «Удельная» — «Проспект Просвещения» | 3,8 км | 2 |
1 февраля 2000 года | «Проспект Просвещения» — ТЧ-6 «Выборгское» | 2,3 км | — |
22 декабря 2006 года | «Парнас» (на действующем участке «Проспект Просвещения» — ТЧ-6 «Выборгское») |
— | 1 |
Всего: | 30,1 км | 18 станций |
История переименований
- 1 июля 1992 года: «Площадь Мира» → «Сенная площадь»
Депо и подвижной состав
На линии используются вагоны типов 81-717/714 и 81-540.1/541.1(81-540.9/81-541.9), так называемые «номерные».
С момента пуска первой очереди и до 1970 года линию обслуживали пятивагонные составы, с 1970 года и по настоящее время на линии работают шестивагонные составы. Дальнейшее удлинение составов невозможно как из-за длины станционных платформ, так и из-за наличия на линии четырёх станций закрытого типа, так называемый «горизонтальный лифт».
С 1972 года линию обслуживало электродепо ТЧ-3 «Московское». С 1 августа 2013 года обслуживание линии было передано в ТЧ-6 «Выборгское», которое раньше обслуживало пятую линию.
Перспективы
Согласно планам по развитию метрополитена до 2025 года никаких работ по продлению линии не предполагается. Однако есть ряд перспективных проектов, предусматривающих различные направления строительства:
- Под «вилочное» продление на север, в район Парголово. На перегоне «Проспект Просвещения» — «Парнас» есть заделы для строительства новых тоннелей.
- Строительство ответвления на юг в сторону аэропорта «Пулково» после станции «Московская». Данный проект тоже технически возможен.
Тем не менее, на данный момент эти проекты всерьёз не рассматриваются.
Интересные факты
- После открытия станции «Парнас» стала самой длинной линией в Петербургском метрополитене (по эксплуатационной длине).
- Ряд станций этой линии проектировались и строились в стиле функционализма, характерного для хрущёвской эпохи, поэтому они украшены скромно и в этом более похожи на станции метро в других странах.
- 7 станций на линии расположены вдоль Московского проспекта — одной из основных магистралей на юге города и дороге в аэропорт.
- На линии имеется серия из семи пилонных станций, идущих подряд от «Электросилы» до «Горьковской». Также на этой линии есть серия из четырёх односводчатых станций глубокого заложения — от станции «Чёрная речка» до станции «Озерки». В то же время на линии только одна колонная станция — «Проспект Просвещения».
- На этой линии впервые в мире была построена станция закрытого типа — «Парк Победы». Всего таких станций на линии четыре. Таким образом, на данной линии (единственной из всех) представлены все типы станций Петербургского метрополитена (кроме колонных станций мелкого заложения, расположенных на Кировско-Выборгской линии) — пилонные, колонные, закрытые, односводчатые и наземные крытые.
- На этой линии впервые в России были построены наземные крытые станции.
- 9 октября 1965 года именно на этой ветке начаты испытания системы автоматического управления поездами, предусматривающей ведение без помощи машиниста.
- На этой линии имеются рекордные для Санкт-Петербурга уклоны: до 60 тысячных на перегонах «Чёрная речка» — «Пионерская», «Проспект Просвещения» — «Парнас», а также на первом пути перегона «Невский Проспект» — «Горьковская».
- Из-за плывуна под Марсовым полем станция там так и не была построена, по этой же причине пути на этом участке имеют значительный уклон.
- Эта линия самая напряженная в Петербургском метрополитене: в часы пик интервалы доходят до 90 секунд и нередко поезда останавливаются в тоннелях и ждут ухода со станции впереди идущего состава.
- Единственная линия в Петербургском метрополитене, где обе конечные станции — наземные.
- C 25 мая до 2 июня 2009 года станции на второй линии объявлялись голосом певца Александра Розенбаума.
- Единственная на данный момент линия в Петербургском метрополитене, где главные пути станций смещаются друг к другу наибольшее количество раз, а именно на станциях «Парнас» (боковые платформы), «Проспект Просвещения» (перекрестный съезд севернее станции), «Парк Победы» (разобранный перекрестный съезд южнее станции) и «Купчино» (боковые платформы).
Технические подробности
На линии основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС. На линии используется система автоведения «Движение».