Московско-Петроградская линия

Вторая линия Петербургского метрополитена, также известная как Моско́вско-Петрогра́дская, или синяя линия, соединяет через центр южные и северные районы Санкт-Петербурга. В настоящее время начинается в Московском районе и достигает северной части Выборгского.

История

Первый участок линии был открыт 29 апреля 1961 года и состоял из 5 станций: от «Технологического института» до «Парка Победы».

Хронология пусков

Дата пуска Участок Длина Кол-во станций
29 апреля 1961 года «Технологический институт» — «Парк Победы» 5,4 км 5
1 июля 1963 года «Технологический институт» — «Петроградская». 5,9 км 4
25 декабря 1969 года «Парк Победы» — «Московская» 1,8 км 1
12 декабря 1972 года «Московская» — ТЧ-3 «Московское» 4,3 км
25 декабря 1972 года «Звёздная» и «Купчино»
(на действующем участке «Московская» — ТЧ-3 «Московское»)
2
6 ноября 1982 года «Петроградская» — «Удельная» 6,6 км 3
19 августа 1988 года «Удельная» — «Проспект Просвещения» 3,8 км 2
1 февраля 2000 года «Проспект Просвещения» — ТЧ-6 «Выборгское» 2,3 км
22 декабря 2006 года «Парнас»
(на действующем участке «Проспект Просвещения» — ТЧ-6 «Выборгское»)
1

Всего: 30,1 км 18 станций

История переименований

  • 1 июля 1992 года: «Площадь Мира» → «Сенная площадь»

Депо и подвижной состав

На линии используются вагоны типов 81-717/714 и 81-540.1/541.1(81-540.9/81-541.9), так называемые «номерные».

С момента пуска первой очереди и до 1970 года линию обслуживали пятивагонные составы, с 1970 года и по настоящее время на линии работают шестивагонные составы. Дальнейшее удлинение составов невозможно как из-за длины станционных платформ, так и из-за наличия на линии четырёх станций закрытого типа, так называемый «горизонтальный лифт».

С 1972 года линию обслуживало электродепо ТЧ-3 «Московское». С 1 августа 2013 года обслуживание линии было передано в ТЧ-6 «Выборгское», которое раньше обслуживало пятую линию.

Перспективы

Согласно планам по развитию метрополитена до 2025 года никаких работ по продлению линии не предполагается. Однако есть ряд перспективных проектов, предусматривающих различные направления строительства:

  • Под «вилочное» продление на север, в район Парголово. На перегоне «Проспект Просвещения» — «Парнас» есть заделы для строительства новых тоннелей.
  • Строительство ответвления на юг в сторону аэропорта «Пулково» после станции «Московская». Данный проект тоже технически возможен.

Тем не менее, на данный момент эти проекты всерьёз не рассматриваются.

Интересные факты

  • После открытия станции «Парнас» стала самой длинной линией в Петербургском метрополитене (по эксплуатационной длине).
  • Ряд станций этой линии проектировались и строились в стиле функционализма, характерного для хрущёвской эпохи, поэтому они украшены скромно и в этом более похожи на станции метро в других странах.
  • 7 станций на линии расположены вдоль Московского проспекта — одной из основных магистралей на юге города и дороге в аэропорт.
  • На линии имеется серия из семи пилонных станций, идущих подряд от «Электросилы» до «Горьковской». Также на этой линии есть серия из четырёх односводчатых станций глубокого заложения — от станции «Чёрная речка» до станции «Озерки». В то же время на линии только одна колонная станция — «Проспект Просвещения».
  • На этой линии впервые в мире была построена станция закрытого типа — «Парк Победы». Всего таких станций на линии четыре. Таким образом, на данной линии (единственной из всех) представлены все типы станций Петербургского метрополитена (кроме колонных станций мелкого заложения, расположенных на Кировско-Выборгской линии) — пилонные, колонные, закрытые, односводчатые и наземные крытые.
  • На этой линии впервые в России были построены наземные крытые станции.
  • 9 октября 1965 года именно на этой ветке начаты испытания системы автоматического управления поездами, предусматривающей ведение без помощи машиниста.
  • На этой линии имеются рекордные для Санкт-Петербурга уклоны: до 60 тысячных на перегонах «Чёрная речка» — «Пионерская», «Проспект Просвещения» — «Парнас», а также на первом пути перегона «Невский Проспект» — «Горьковская».
  • Из-за плывуна под Марсовым полем станция там так и не была построена, по этой же причине пути на этом участке имеют значительный уклон.
  • Эта линия самая напряженная в Петербургском метрополитене: в часы пик интервалы доходят до 90 секунд и нередко поезда останавливаются в тоннелях и ждут ухода со станции впереди идущего состава.
  • Единственная линия в Петербургском метрополитене, где обе конечные станции — наземные.
  • C 25 мая до 2 июня 2009 года станции на второй линии объявлялись голосом певца Александра Розенбаума.
  • Единственная на данный момент линия в Петербургском метрополитене, где главные пути станций смещаются друг к другу наибольшее количество раз, а именно на станциях «Парнас» (боковые платформы), «Проспект Просвещения» (перекрестный съезд севернее станции), «Парк Победы» (разобранный перекрестный съезд южнее станции) и «Купчино» (боковые платформы).

Технические подробности

На линии основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС. На линии используется система автоведения «Движение».