Чёрная речка

«Чёрная ре́чка» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Московско-Петроградской линии между станциями «Петроградская» и «Пионерская».

Станция открыта 6 ноября 1982 года в составе участка «Петроградская» — «Удельная». Станция могла получить наименование из-за расположения в историческом районе «Новая Деревня», но перронный зал станции было решено оформить, связав с Чёрной речкой, известной по дуэли А. С. Пушкина. По этой причине станция получила имя «Чёрная Речка», впоследствии это название прижилось и воспринимается как название исторического района.

Наземные сооружения

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, И. Е. Сергеевой, Н. А. Виноградовой и располагается на возвышении вблизи примыкания улиц Академика Крылова, Савушкина и Торжковской (недалеко от места дуэли Пушкина, где он был смертельно ранен). Станция находится в сквере вблизи дачи Салтыковой.

Передний фасад здания застеклён, задняя часть отдана под служебные помещения, имеющие окна, выходящие в сквер перед Приморским проспектом, к вестибюлю также пристроены торговые павильоны, в которых с февраля 2007 года располагаются цветочные магазины, до 2006 года там располагались обычные торговые киоски, которые затем были снесены и несколько месяцев территория переустраивалась.

Вход и выход в вестибюле располагаются по разные его стороны: вход со стороны улицы Савушкина, а выход ведёт к улице Академика Крылова. Потолок внутри вестибюля набран из сборных армоцементных элементов. Освещение внутри вестибюля сделано в виде люминесцентных ламп, закрытых металлическими плафонами. До 2005 года плафонов на лампах не было, они были сняты ещё в конце 80-х годов в связи с недостаточностью света, но затем поставлены заново. Стены кассового зала отделаны белым мрамором.

В 2009 году к фасаду вестибюля были пристроены дополнительные торговые помещения, из-за чего первоначальный вид павильона станции был утрачен.

Подземные сооружения

«Чёрная Речка» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 67 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Г. Н. Булдакова, В. Н. Щербина и А. П. Волковой.

К своду подземного вестибюля станции подвешено восемь большого размера и оригинальной формы люстр, создающих ощущение большого бального зала.

В люстры вмонтированы люминесцентные лампы. Путевые стены облицованы лабрадоритом, сверху — узкая полоска кафельной плитки и белого мрамора.

В торце подземного зала (станция открывалась в год 145-летия со дня гибели поэта) установлена бронзовая скульптура А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина. Пушкин как бы ждёт гостей к себе на бал.

Сам торец облицован белым мрамором, пол — серым гранитом. Под каждой люстрой имеется рисунок в виде чёрного квадрата из сааремского доломита.

В середине 90-х на станции проводился ремонт облицовки, отчасти было заменено напольное покрытие, переоблицована торцевая стена, часть белого мрамора на путевой стене заменена кафельной плиткой.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. К эскалатору ведёт широкая лестница, аналогичная таким же лестницам на станциях «Пионерская» и «Проспект Большевиков».

Привязки общественного транспорта

Возле станции проходят следующие маршруты наземного общественного транспорта:

  • Автобусные социальные маршруты: № 1, 2М, 2Мб, 5М, 5Ма, 25, 25а, 32, 33, 46, 79, 94, 98, 122, 137, 211.
  • Автобусные коммерческие маршруты: К-17, К-46, К-50, К-76, К-127, К-132, К-133, К-206, К-210, К-252, К-298, К-321, К-346, К-373, К-405, К-417, К-425, К-690.
  • Трамвайные маршруты: 21, 40, 48[3].
  • Троллейбусные маршруты: 6, 34.

Особенности проекта и станции

  • Тоннели к станции «Пионерская» имеют предельные уклоны, примерно такие же, как и на перегоне «Невский проспект» ←→ «Горьковская». В этом месте тоннели проходят под подземной рекой, из-за которой произошёл размыв на Кировско-Выборгской линии в 1974 году.
  • Памятник Пушкину на станции — второй в Петербургском метрополитене (первый — на станции «Пушкинская»).