Невско-Василеостровская линия
Третья линия Петербургского метрополитена, также известная как Не́вско-Василеостро́вская, или зелёная линия, соединяет через центр западные и юго-восточные районы Санкт-Петербурга.
Хронология пусков
Дата пуска | Участок | Длина | Кол-во станций |
---|---|---|---|
3 ноября 1967 года | «Василеостровская» — «Площадь Александра Невского» | 6,7 км | 4 |
25 декабря 1970 года | «Площадь Александра Невского» — «Ломоносовская» | 5,8 км | 2 |
29 сентября 1979 года | «Василеостровская» — «Приморская» | 2,2 км | 1 |
10 июля 1981 года | «Ломоносовская» — «Обухово» | 4,3 км | 2 |
28 декабря 1984 года | «Обухово» — «Рыбацкое» | 3,6 км | 1 |
1986 год | «Рыбацкое» — ТЧ-5 «Невское» | 1,1 км | — |
Всего: | 23,7 км | 10 станций |
История строительства
Первоначально планировали построить линию со станциями: «Красная площадь» (Площадь Александра Невского) — «Площадь Восстания» (нынешняя «Маяковская») — «Литейный проспект» — «Невский проспект» (нынешняя «Гостиный Двор») — «Мариинская площадь» (на Исаакиевской площади) — «Театральная площадь» — «Большой проспект В. О.». Несколько позднее планы пересмотрели и утвердили следующее направление линии: «Василеостровская» — «Адмиралтейская» — «Невский проспект» — «Площадь Восстания» — «Площадь Александра Невского» — «Хрустальная».
В 1967—1979 годах — единственная линия с однотипными станциями («горизонтальный лифт»). До организации сквозного движения по Фрунзенско-Приморской линии в 2009 году была единственной линией, соответствующей своему первоначальному названию (соединяет левобережную часть Невского района с Васильевским островом).
Промежуточные станции
На этой линии первоначально планировалось делать станции в полтора раза чаще: «Приморская» — «Гавань» — «Василеостровская» — «Университетская» — «Адмиралтейская» — «Гостиный двор» — «Аничков мост» — «Маяковская» — «Площадь Александра Невского» — «Смоляная» — «Хрустальная» — «Елизаровская» — «Ивановская» — «Щемиловка» (см.ниже) — «Обухово». Из соображений экономии было решено отложить строительство большей части станций, и построить только часть, а остальные встроить позже. Поскольку строительство станций глубокого заложения без остановки движения представляется весьма сложной технической задачей, от строительства этих станций в настоящее время отказались, предусмотрено строительство только станции «Адмиралтейская» (с пересадкой на станцию «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской линии), из-за важности этого пересадочного узла для разгрузки весьма напряженного перехода «Гостиный двор» — «Невский проспект».
Отказ от строительства промежуточных станций является просчетом, поскольку привёл, например, на Васильевском острове к огромной перегрузке станции «Василеостровская» и неудобству для горожан.
Изменение трассы
Первоначально строительство линии было запланировано к станции «Обухово», за которой должно было находиться электродепо Невско-Василеостровской линии. После станций «Ивановская» и «Щемиловка» (перекресток улиц Бабушкина и Шелгунова) станция «Обухово» должна была стать конечной. В связи с увеличившейся в 1970 году протяженностью линии и отсутствием у неё собственного депо, для технологического отстоя поездов в 1972 году тупики за «Ломоносовской» были удлинены с одновременным уменьшением глубины их заложения для последующего вывода линии на поверхность. Подъём трассы был выполнен с уклоном порядка 40 тысячных, а обделка тоннеля собрана из двух видов тюбингов — сначала железобетонных, а затем — чугунных. Чаще всего такая конструкция обделки применяется при пересечении тоннелями водоносных слоёв. Однако, в конце 70-х годов планы по развитию линии на юг изменились из-за намечаемого строительства крупного жилого района в селе Рыбацком. Линию было решено продлить в новый район и строить электродепо за станцией «Рыбацкое». Из-за неблагоприятных гидрогеологических условий глубину заложения трассы было решено изменить и станции «Пролетарская» и «Обухово» были построены на глубоком заложении. В связи с этим тупики за станцией «Ломоносовская» были выведены из эксплуатации и частично отсечены от строящихся перегонов бетонными пробками с переборкой обделки. Сейчас участки этих тупиков не эксплуатируются и практически забыты — со сводов свисают сталактиты (из-за протечек грунтовых вод и плохой вентиляции), а из действующего тоннеля в них можно попасть только через технические сбойки..
Депо, обслуживающие линию
Линия обслуживается ТЧ-5 «Невское», расположенным за станцией «Рыбацкое». В 1967—1979 годах обслуживание велось депо ТЧ-1 «Автово», в 1979—1995 годах линия обслуживалась ТЧ-4 «Северное», что было прекращено из-за так называемого «размыва».
Количество вагонов в составах
- С момента пуска первой очереди и до начала 1970-х годов на линии ходили четырёхвагонные составы, с начала 1970-х годов по середину 1970-х годов использовались пятивагонные составы, с середины 1970-х годов и по настоящее время на линии используются шестивагонные составы. Дальнейшее увеличение количества вагонов невозможно из-за станций «горизонтальный лифт».
- При этом с середины 1970-х до 1991 года использовалась не совсем стандартная схема наполнения вагонов. Обычно, все вагоны поезда открыты для пассажиров на всём пути следования поезда. Здесь же при движении от «Рыбацкого» к «Приморской» последние вагоны открывались для пассажиров лишь на станции «Маяковская». Остановка поезда на станции «Обухово» осуществлялась так, чтобы последний вагон оказался в тоннеле. На станциях «Пролетарская» и «Рыбацкое» часть платформы, на которой останавливался последний вагон, была огорожена. На станциях закрытого типа двери, ведущие в последний вагон, были заблокированы.
- При движении от «Приморской» к «Рыбацкому» посадка пассажиров в первые два вагона на станциях «Приморская» и «Василеостровская» не осуществлялась. На «Приморской» часть платформы, напротив которой останавливались первые два вагона, была огорожена и доступна только персоналу метрополитена. На «Василеостровской» станционные двери, ведущие в первые два вагона, были заблокированы. Во второй вагон пассажиров начинали пускать на «Гостином дворе», а в первый — на «Маяковской».
- С 1991 года эту схему пересмотрели, теперь все шесть вагонов при движении от «Рыбацкого» к «Приморской» открыты везде. На «Приморской» при движении в сторону «Рыбацкого» по настоящее время перекрыт доступ пассажиров в первый вагон. Но если до 1998 года он шёл без пассажиров до «Маяковской», то после 1998 года посадку на него разрешали уже на «Василеостровской».
Типы вагонов, используемых на линии
Ниже в таблице указаны типы и модели эксплуатируемых на линии вагонов с указанием их номеров; данные приведены на август 2014 года.
Тип/модель | Номера |
---|---|
Ем (Ема502/Емх503/Ем501) | 3714, 3715, 3720, 3726, 3729, 3739, 3743, 3744, 3746, 3751, 3755, 3764, 3772—3774, 3797, 3802, 3807—3809, 3813, 3814, 3819—3822, 3827, 3828, 3838, 3860, 3862, 3864, 3878, 3883, 3902, 3903, 3933, 6028, 6031, 6033, 6034, 6044, 6047—6051, 6054—6056, 6062, 6065, 6067—6070, 6073, 6074, 6076, 6077, 6084—6089, 6092, 6093, 6096, 6097, 6099, 6102, 6103, 6105, 6108, 6111—6113, 6117, 6118, 6121, 6123—6125, 6127, 6278, 6284, 6285, 6341—6344, 6347, 6348, 6352—6354, 6357, 6375, 6376, 6914 |
81-717/714 (.5) | 8174—8177, 8198—8201, 8452, 8493, 8681, 8682, 8686-8689, 8743, 8744, |
81-540/541 (.5) | 10252—10257, 11441—11452, 11562, 11563, 11568, 11569 |
81-540.7/541.7 | 10263—10266, 11475—11481 |
81-717.5П/714.5П | 0130—0138, 0144-0147, 0152-0159, 0165, 0171, 0176-0224, 1109—1112, 1116—1119, 1131-1154 |
81-556/557/558 | 10404, 10405, 11623, 11624, 11631, 11632, 56003-56018, 57003-57018, 58003-58018 |
Всего | 308 вагонов |
Технические подробности
На линии основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС. На линии не используется никакой системы автоведения, управление поездами осуществляется вручную, что затруднительно на линии с большим количеством станций закрытого типа, предъявляющих особые требования к точности остановок.
Перспективы
- «Адмиралтейская» — долгие годы существовал перспективный проект создания на линии пересадочной станции «Адмиралтейская». Метрополитеном он не отвергался, но в планы развития до 2020 года не вошёл.
- Продление линии на север — согласно программе развития
метрополитена принятой 28 июня 2011 года на заседании правительства
Санкт-Петербурга планируется продление Невско-Василеостровской линии в Осиновую Рощу, c 8-ю станциями «Новокрестовская», «Беговая», «Туристская», «Планерная», «Парашютная», «Академгородок», «Парголово» и «Осиновая Роща».
16 сентября 2011 года Комитет по транспорту Санкт-Петербурга объявил конкурс на проектирование участка Невско-Василеостровской линии от станции «Приморская» до станции «Планерная» (на тот момент названием станции было «Зоопарк»).
Согласно постановлению Правительства России № 518 от 20 июня 2013 года в список объектов инфраструктуры, которые должны быть построены до начала чемпионата мира по футболу 2018 года вошёл участок от станции «Приморская» до станции «Беговая» (на тот момент «Улица Савушкина») с промежуточной станцией «Новокрестовская».
- Обновление подвижного состава — на перспективные вагоны метрополитена моделей 81-556, 81-557 и 81-558 «НеВа» с асинхронными тяговыми электродвигателями. Название «НеВа» произошло как раз от названия данной линии (Невско-Василеостровская). 28 марта 2011 года в депо «Невское» прибыли первые три вагона (электросекция) опытного поезда, а летом прибыли и остальные три вагона, после чего был сформирован шестивагонный состав. На весну 2012 года опытный состав (номера вагонов: 10404—11631—11623—11624—11632—10405) находится в депо и проходит предсертификационные испытания. В перспективе вагоны «НеВа» должны заменить на линии вагоны типа Ем.
С 20 декабря 2012 года на линии начали эксплуатироваться составы модели 81-717.5П/714.5П с изменённой формой кабины и со светодиодным освещением.
Особенности
- Центральный участок линии проходит вдоль всего Невского проспекта — главной улицы Петербурга.
- На линии имеется шесть станций закрытого типа, идущих подряд от «Василеостровской» до «Ломоносовской».
- Линия имеет всего одну односводчатую станцию — «Обухово».
- Единственная линия Петербургского метрополитена, где нет ни одной пилонной станции, а также нет станций с вестибюлями, совмещёнными с подземными переходами.
- Эта линия единственная в Петербургском метрополитене не имеет системы автоведения поездов — управление осуществляется вручную.
- Только на данной линии первый и второй путь поменяли местами. На всех линиях путь, который выходит из основного депо, является первым. А на этой линии — наоборот — путь, выходящий из депо «Невское», является вторым. Это связано с так и не построенным основным депо за «Василеостровской» в районе Гавани
- C 25 мая по 2 июня 2009 года станции на третьей линии объявлялись голосом Михаила Боярского.
- Западнее станции «Приморская» на перегоне (на пятом пути) расположен единственный ПТО третьей линии, рассчитанный на один состав. На шестом пути — просто тупик, между ними есть оборотный тоннель. Шестой и четвёртый станционные пути рассчитаны на три состава, за станцией 6-й путь круто загибается по дуге радиусом 500 метров и сделан на перспективу — для продления линии к бывшему Стадиону имени Кирова. В конце тупика сделана монтажная камера для сборки щита для продления линии.
- 3 перегона из 9-ти имеют длину более трёх километров: «Рыбацкое» — «Обухово» — 3,6 километра; «Елизаровская» — «Площадь Александра Невского-1» — 3,42 километра (предполагалось строительство станции «Хрустальная»); «Гостиный двор» — «Василеостровская» — 3,25 километра (предполагалось строительство станции «Университетская», возможно строительство станции «Адмиралтейская-2»).
- С 14 по 20 ноября 2011 года в рамках проекта «Международная неделя в метро» оповещения в вагонах поездов дублировались на английском языке.