Фрунзенско-Приморская линия

Пятая линия Петербургского метрополитена, также известная как Фру́нзенско-Примо́рская или фиолетовая линия, соединяет северо-западные районы Санкт-Петербурга с центром и северной частью Фрунзенского района. В настоящее время расположена полностью под землёй (планы строительства наземной части отвергнуты, за исключением станции «Шушары»). На данный момент одна из двух линий, где все станции глубокого заложения.

На Фрунзенском радиусе наземные вестибюли станций проектируются встроенными в торговые центры, за исключением станции Шушары, планирующейся наземной.

По причине отсутствия на линии электродепо, её обслуживание осуществлялось подвижным составом ТЧ-6 «Выборгское». С 1 августа 2013 года линию обслуживает ТЧ-3 «Московское».

История строительства

Фрунзенско-Приморская линия считается долгостроем метрополитена. Полноценное открытие линии по планам сорвалось почти на 20 лет. В конце 80-х было принято решение временно подключить часть Приморского радиуса к Правобережной линии. Этим, в частности, объяснялась малая скорость движения поездов на перегоне «Достоевская» — «Садовая», поскольку для сопряжения двух линий потребовалось строительство сложно искривленных тоннелей.

Первая станция («Садовая») была открыта 30 декабря 1991 года, и до ввода в эксплуатацию первого участка линии (1997 год), оставалась единственным действующим фрагментом. До 7 марта 2009 года часть будущей линии (Приморский радиус) эксплуатировалась в составе Правобережной линии. 20 декабря 2008 года был введён участок между станциями «Звенигородская» и «Волковская», на котором организовано челночное движение по обоим путям. 7 марта 2009 года участок от «Комендантского проспекта» до «Садовой», действовавший до того в составе Правобережной линии, был соединён с участком «Звенигородская» — «Волковская» и между станциями «Комендантский проспект» и «Волковская» было организовано движение в обычном графике.

Хронология пусков

Дата пуска Участок Длина Кол-во станций
30 декабря 1991 года «Садовая»
в составе участка «Площадь Александра Невского-2» — «Садовая» 4 линии
1
15 сентября 1997 года «Садовая» — «Чкаловская»
(без станции «Адмиралтейская»)
в составе Правобережной линии (линия 4)
4,8 км 2
14 января 1999 года «Чкаловская» — «Старая Деревня»
(без станции «Крестовский остров»)
в составе 4 линии
4,2 км 1
3 сентября 1999 года «Крестовский остров»
(на действующем участке «Чкаловская» — «Старая Деревня»)
в составе 4 линии
1
2 апреля 2005 года «Старая Деревня» — «Комендантский проспект»
в составе 4 линии
2,7 км 1
20 декабря 2008 года «Звенигородская» — «Волковская»
(без станции «Обводный канал»)
3,8 км 2
7 марта 2009 года Введён в пассажирскую эксплуатацию перегон «Садовая» — «Звенигородская».
Организовано движение от станции «Комендатский проспект» до станции «Волковская»
1,3 км -
30 декабря 2010 года «Обводный канал»
(на действующем участке «Звенигородская» — «Волковская»)
1
28 декабря 2011 года «Адмиралтейская»
(на действующем участке «Спортивная» — «Садовая»)
1
28 декабря 2012 года «Волковская» — «Международная» 3,3 км 2
  Всего: 20,1 км 12 станций

Депо, обслуживающее линию

Линия обслуживается ТЧ-3 «Московское».", расположенным на Московско-Петроградской линии, за станций «Купчино»

Типы вагонов

Линию обслуживают вагоны 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-540/541, 81-540.2/541.2, 81-717.5П/714.5П и 81-540.5/541.5.

Неудобства, вызванные строительством линии

  • 21, 22, 28 и 29 июля, 4, 5, 11 и 12 августа 2007 года движение поездов от «Садовой» до «Площади Александра Невского-2» не осуществлялось в связи с установкой в технологическом тоннеле между станциями «Садовая» и «Достоевская» стрелочных переводов для организации движения поездов от «Садовой» к «Звенигородской» линии 5 и от «Достоевской» к «Спасской».
Станции «Достоевская» и «Лиговский проспект» были закрыты, а «Владимирскую» поезда проезжали без остановок. Движение поездов осуществлялось от «Садовой» до «Комендантского проспекта» и от «Площади Александра Невского-2» до «Улицы Дыбенко». При этом станции на этих участках закрывались на вход раньше обычного — в 0:15, а последние поезда с «Садовой» к «Комендантскому проспекту» и с «Площади Александра Невского-2» к «Улице Дыбенко» отправлялись уже в 0:10.
  • Летом 2007 года в связи со строительством перехода между «Сенной площадью» и «Спасской» было временно введено ограничение скорости при отправлении со станции «Сенная площадь» в сторону станции «Технологический институт». Аналогичные ограничения скорости вводились на Кировско-Выборгской линии у станции «Пушкинская»

Фрунзенский радиус

Строительство было начато в 1990 году. Затем, в 1996 году было заморожено из-за недостатка финансирования и возобновлено в 2004 году после завершения строительства новых тоннелей на участке размыва и восстановления сквозного движения по Кировско-Выборгской линии между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Открытие челночного движения между станциями «Волковская» и «Звенигородская» состоялось 20 декабря 2008 года. 7 марта 2009 года, после открытия станции «Спасская» Правобережной линии, Фрунзенский радиус был объединен с Приморским в полноценную линию. 30 декабря 2010 года была открыта станция «Обводный канал». 28 декабря 2012 года были открыты станции «Бухарестская» и «Международная».

Приморский радиус

20 августа 2007 года Комитет экономического развития промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга (КЭРППИТ) объявил открытый конкурс на разработку проекта строительства метрополитена от станции «Комендантский проспект» до станции «Нижне-Каменская» с электродепо «Коломяжское». Заказчиком выступил ГУП «Петербургский метрополитен». Открытие станций было запланировано на 2013—2015 годы.

Строительство

В 2007 году были завершены две последние сбойки на перегонах «Волковская» — «Обводный канал», и «Спасская» — «Достоевская». Произведена проходка вертикальных стволов на перегонных туннелях под будущие ВШ 619, ВШ 615, ВШ 613. Завершена проходка центральных залов всех станций. За станцией «Волковская» была сооружена монтажная камера для щита, который отправился в начале 2008 года в сторону станции «Бухарестская». Практически, основные строительные работы на станциях первого пускового комплекса близились к завершению. Строилось энергоснабжение: «Ленэнерго» называл ключевым инвестпроектом строительство подстанции № 160А «Волковская». Она обеспечивает энергоснабжение Фрунзенского радиуса метрополитена. В начале декабря 2008 года начались работы на участке от «Волковской» до «Международной».

Подготовка к пуску

В ноябре 2008 года на линии вёлся монтаж оборудования, на станциях производились отделочные работы. Пуск пробного поезда (на аккумуляторной тяге) состоялся 1 декабря 2008 года. 8 декабря 2008 года был подан первый поезд с питанием от контактного рельса. Первоначально планируемая дата открытия станции — 1 декабря 2008 года, в июле назначалась дата 18 декабря, в ноябре она была перенесена на 24 декабря 2008 года (в данном случае вероятно ошибка журналистов), но она была открыта 20 декабря.

Перспективы

Планируется строительство ряда станций в продолжении линии в обоих направлениях, второго выхода со станции «Спортивная», а также сооружение двух электродепо. Продолжение линии на юг за станцию «Международная» относится к Фрунзенскому радиусу, а на север за станцию «Комендантский проспект» — к Приморскому радиусу[12]. На Фрунзенском радиусе в объёме второй очереди будет построен участок до станции «Шушары» с возведением электродепо «Южное». На Приморском радиусе планируется строительство четырёх станций, окончательные названия которых пока не определены (кроме станции «Шуваловский проспект»). За последней станцией на севере линии будет построено электродепо «Коломяжское».

После реализации этих планов количество станций на 5-й линии составит 19.

Технические подробности

На линии основным средством сигнализации является АЛС-АРС. Нормальное положение светофоров — погашенное. На линии используется система автоведения ПА-М (поездная аппаратура модернизированная), совместимая с системой «Движение», используемой на Московско-Петроградской линии.

Интересные факты

  • Хотя линия называется Фрунзенско-Приморской, станции «Фрунзенская» и «Приморская» находятся на других линиях (для сравнения: на Кировско-Выборгской линии есть станции «Кировский Завод» и «Выборгская», на Московско-Петроградской линии — «Московская» и «Петроградская»), так как, по сложившейся традиции, названия линиям Петербургского метрополитена дают по изначально соединяемым линией районам города (если линия продлевается, название всё равно остаётся).
  • На перегоне между «Адмиралтейской» и «Спортивной» тоннель пересекает сначала Большую Неву, а затем Малую Неву, а между «Крестовским островом» и «Старой Деревней» — Большую и Среднюю Невку.
  • C 25 мая по 2 июня 2009 года станции на фиолетовой линии объявлялись голосом спортивного комментатора Геннадия Орлова.
  • На этой линии наибольшее количество станций, не имеющих наземного павильона и встроенных в подземный переход — «Садовая», «Спортивная» и «Комендантский проспект».
  • Все колонные станции на этой линии — колонно-стеновые.