Кировско-Выборгская линия

Первая линия Петербургского метрополитена, также известная как Ки́ровско-Вы́боргская, или красная линия, соединяет через центр юго-западные и северо-восточные районы Санкт-Петербурга. В настоящее время проходит через Калининский район и заканчивается уже в Ленинградской области. В её составе 19 станций. Длина — 29,57 км, среднее время поездки по всей линии — около 45 мин. Имеются как участки глубокого, так и участки мелкого заложения. Красный цвет линия получила по аналогии с первой линией московского метрополитена и по основному цвету советской эпохи. Кроме того, обе были названы в честь С. М. Кирова: Кировско-Фрунзенская и Кировско-Выборгская, соответственно.

Сразу после строительства первой очереди второго пускового участка (от «Площади Восстания» до «Площади Ленина») линия соединила все пять железнодорожных вокзалов города: Балтийский, Варшавский (находился в стороне, закрыт в 2001 году), Витебский, Московский и Финляндский. После постройки Ладожского вокзала линия утратила эту особенность

История строительства

15 ноября 1955 года начальник Управления метрополитена И. Новиков произнес следующие слова: «По подземным путям пошли первые голубые экспрессы. Ленинградцы получили самый удобный, самый быстрый городской транспорт». В Ленинграде появилась первая линия метро.

 

Хронология пусков

Дата пуска Участок Длина Кол-во станций
15 ноября 1955 года «Автово» — «Площадь Восстания»
(без станции «Пушкинская»)
10,8 км 7
декабрь 1955 года «Автово» — ТЧ-1 «Автово» ≈1,5 км
30 апреля 1956 года «Пушкинская»
(на действующем участке «Владимирская» — «Технологический институт»)
1
1 июня 1958 года «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина»
(без станции «Чернышевская»)
3,4 км 1
1 сентября 1958 года «Чернышевская»
(на действующем участке «Площадь Ленина» — «Площадь Восстания»)
1
1 июня 1966 года «Автово» — «Дачное» 1,5 км 1
30 июня 1970 года «Автово» — ТЧ-2 «Дачное» ??
22 апреля 1975 года «Площадь Ленина» — «Лесная» 3,5 км 2
31 декабря 1975 года «Лесная» — «Академическая» 5,3 км 3
5 октября 1977 года «Автово» — «Проспект Ветеранов» 3,6 км 2
закрыта станция «Дачное» −1,5 км −1
29 декабря 1978 года «Академическая» — «Девяткино» 4,3 км 2
1979 год «Девяткино» — ТЧ-4 «Северное» 1,0 км
  Всего: 29,6 км 19 станций

История переименований

  • 1 июля 1992 года: «Комсомольская» → «Девяткино»

Депо, обслуживающие линию

Линия обслуживается двумя депо: ТЧ-1 «Автово» (у одноимённой станции) и ТЧ-4 «Северное» (у станции «Девяткино»). Также на линии располагается ремонтное депо ТЧ-2 «Дачное».

Количество вагонов в составах

  • с момента открытия до конца 1956 года: 4 вагона
  • конец 1956 года — начало 1970 года: 5 вагонов
  • начало 1970 года — сентябрь 1977 года: 6 вагонов
  • сентябрь 1977 года — июнь 2004 года: 7 вагонов
  • с 16 июня 2004 года: 8 вагонов

Во времена «размыва» на участке «Площадь Мужества — Девяткино»:

  • декабрь 1995 года — октябрь 1996 года: 7 вагонов
  • октябрь 1996 года — май 1997 года: 5 вагонов
  • май 1997 года — 2001 год: 4 вагона
  • 2001 год — июнь 2004 года: 6 вагонов

Типы вагонов, используемых на линии

Используемые вагоны: Е, Ем различных модификаций.

Перспективы

Продление линии на север, за станцию «Девяткино», практически исключено.

Продление линии на юг, за станцию «Проспект Ветеранов», предусматривалось некоторыми планами развития метрополитена, к тому же на линии имеется задел в виде тупиков за станцией. Станции имели бы названия «Улица Солдата Корзуна», «Проспект Маршала Жукова», «Лигово» (с пересадкой на одноимённую станцию Красносельско-Калининской линии). Согласно другому плану предполагается строительство станций «Ульянка» (близ одноимённой железнодорожной платформы) и «Пулково» (близ аэропорта).

Впрочем, Генеральный план не предусматривает продления ветки: вместо этого планируется строительство надземного экспресса и Красносельско-Калининской линии.

Также существовал «вилочный» вариант за станцией «Политехническая» по оси Тихорецкого проспекта и Проспекта Культуры, под это есть задел за станцией в виде ответвляющихся тоннелей.

Интересные факты

  • Была самой длинной линией в Петербургском метрополитене до декабря 2006 года. После открытия станции «Парнас» этот титул перешел к Московско-Петроградской линии.
  • На этой линии расположено самое большое количество станций в Петербургском метрополитене — 19 станций, в том числе 4 идущих подряд пересадочных узла.
  • На этой линии находятся самые красивые в Петербургском метрополитене станции, относящиеся к первой очереди, пользующиеся большой популярностью у туристов.
  • Станция «Проспект Ветеранов» является самой загруженной в России.
  • На этой линии находятся все три станции Петербургского метрополитена мелкого заложения (Участок от «Автово» до «Проспекта Ветеранов»).
  • На этой линии впервые в мире были построены односводчатые станции глубокого заложения («Площадь Мужества» и «Политехническая»).
  • На этой линии находилась ныне закрытая станция метро «Дачное», первая и единственная открытого типа.
  • В период с 1995 по 2004 год линия была разорвана с связи с аварией, произошедшей на перегоне «Площадь Мужества» — «Лесная».
  • С 1979 года ТЧ-4 Северное обслуживало составы Невско-Василеостровской линии. Составы отправлялись со стороны Девяткино в сторону Приморской с пассажирами: можно было осуществить пересадку не выходя из вагона, однако вскоре поезда Невско-Василеостровской линии стали обслуживаться в ТЧ-5 «Невское».
  • До постройки Ладожского вокзала (2003 год) линия связывала все петербургские вокзалы.
  • До 2003 года на станциях Петербургского метрополитена были уникальные настенные указатели, но к 300-летию Санкт-Петербурга указатели на всех линиях были приведены к одному виду, и линия утратила эту особенность.
    • Это приведение привело к казусу: для единственной кроссплатформенной пересадки «Технологический институт» указатели были изготовлены неправильно, они были исправлены после трёхсотлетия города.

Особенности

  • C 25 мая по 2 июня 2009 года станции на первой линии объявлялись голосом Эдиты Пьехи.

Неосуществлённые планы

  • При выборе направления строительства участка «Академическая» — «Девяткино» как основной рассматривался вариант продолжения линии по оси Светлановского проспекта. Этот вариант отвергли из-за плохих геологических условий. Тогда был предложен вилочный вариант: по оси проспекта Культуры и в сторону станции Ручьи. Выбор был произведен в соответствии с возможностями исполнения. Это объясняет расположение метро относительно застройки района.
  • В 1956 году по плану строительства линий метрополитена на 1958 год линия должна была идти от «Финляндского вокзала» на Петроградскую сторону. Планируемый перегон был длиной 2,8 километра и включал две станции: промежуточную и «Площадь Льва Толстого»]. Но согласно новому Генплану первая ветка пошла дальше на север в район Гражданки.

Технологические подробности

На линии основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС. На линии задействована система автоведения поездов КСАУП (комплексная система автоматизированного управления поездами).