Кировско-Выборгская линия
Первая линия Петербургского метрополитена, также известная как Ки́ровско-Вы́боргская, или красная линия, соединяет через центр юго-западные и северо-восточные районы Санкт-Петербурга. В настоящее время проходит через Калининский район и заканчивается уже в Ленинградской области. В её составе 19 станций. Длина — 29,57 км, среднее время поездки по всей линии — около 45 мин. Имеются как участки глубокого, так и участки мелкого заложения. Красный цвет линия получила по аналогии с первой линией московского метрополитена и по основному цвету советской эпохи. Кроме того, обе были названы в честь С. М. Кирова: Кировско-Фрунзенская и Кировско-Выборгская, соответственно.
Сразу после строительства первой очереди второго пускового участка (от «Площади Восстания» до «Площади Ленина») линия соединила все пять железнодорожных вокзалов города: Балтийский, Варшавский (находился в стороне, закрыт в 2001 году), Витебский, Московский и Финляндский. После постройки Ладожского вокзала линия утратила эту особенность
История строительства
15 ноября 1955 года начальник Управления метрополитена И. Новиков произнес следующие слова: «По подземным путям пошли первые голубые экспрессы. Ленинградцы получили самый удобный, самый быстрый городской транспорт». В Ленинграде появилась первая линия метро.
Хронология пусков
Дата пуска | Участок | Длина | Кол-во станций |
---|---|---|---|
15 ноября 1955 года | «Автово» — «Площадь Восстания» (без станции «Пушкинская») |
10,8 км | 7 |
декабрь 1955 года | «Автово» — ТЧ-1 «Автово» | ≈1,5 км | — |
30 апреля 1956 года | «Пушкинская» (на действующем участке «Владимирская» — «Технологический институт») |
— | 1 |
1 июня 1958 года | «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина» (без станции «Чернышевская») |
3,4 км | 1 |
1 сентября 1958 года | «Чернышевская» (на действующем участке «Площадь Ленина» — «Площадь Восстания») |
— | 1 |
1 июня 1966 года | «Автово» — «Дачное» | 1,5 км | 1 |
30 июня 1970 года | «Автово» — ТЧ-2 «Дачное» | ?? | — |
22 апреля 1975 года | «Площадь Ленина» — «Лесная» | 3,5 км | 2 |
31 декабря 1975 года | «Лесная» — «Академическая» | 5,3 км | 3 |
5 октября 1977 года | «Автово» — «Проспект Ветеранов» | 3,6 км | 2 |
закрыта станция «Дачное» | −1,5 км | −1 | |
29 декабря 1978 года | «Академическая» — «Девяткино» | 4,3 км | 2 |
1979 год | «Девяткино» — ТЧ-4 «Северное» | 1,0 км | — |
Всего: | 29,6 км | 19 станций |
История переименований
- 1 июля 1992 года: «Комсомольская» → «Девяткино»
Депо, обслуживающие линию
Линия обслуживается двумя депо: ТЧ-1 «Автово» (у одноимённой станции) и ТЧ-4 «Северное» (у станции «Девяткино»). Также на линии располагается ремонтное депо ТЧ-2 «Дачное».
Количество вагонов в составах
- с момента открытия до конца 1956 года: 4 вагона
- конец 1956 года — начало 1970 года: 5 вагонов
- начало 1970 года — сентябрь 1977 года: 6 вагонов
- сентябрь 1977 года — июнь 2004 года: 7 вагонов
- с 16 июня 2004 года: 8 вагонов
Во времена «размыва» на участке «Площадь Мужества — Девяткино»:
- декабрь 1995 года — октябрь 1996 года: 7 вагонов
- октябрь 1996 года — май 1997 года: 5 вагонов
- май 1997 года — 2001 год: 4 вагона
- 2001 год — июнь 2004 года: 6 вагонов
Типы вагонов, используемых на линии
Используемые вагоны: Е, Ем различных модификаций.
Перспективы
Продление линии на север, за станцию «Девяткино», практически исключено.
Продление линии на юг, за станцию «Проспект Ветеранов», предусматривалось некоторыми планами развития метрополитена, к тому же на линии имеется задел в виде тупиков за станцией. Станции имели бы названия «Улица Солдата Корзуна», «Проспект Маршала Жукова», «Лигово» (с пересадкой на одноимённую станцию Красносельско-Калининской линии). Согласно другому плану предполагается строительство станций «Ульянка» (близ одноимённой железнодорожной платформы) и «Пулково» (близ аэропорта).
Впрочем, Генеральный план не предусматривает продления ветки: вместо этого планируется строительство надземного экспресса и Красносельско-Калининской линии.
Также существовал «вилочный» вариант за станцией «Политехническая» по оси Тихорецкого проспекта и Проспекта Культуры, под это есть задел за станцией в виде ответвляющихся тоннелей.
Интересные факты
- Была самой длинной линией в Петербургском метрополитене до декабря 2006 года. После открытия станции «Парнас» этот титул перешел к Московско-Петроградской линии.
- На этой линии расположено самое большое количество станций в Петербургском метрополитене — 19 станций, в том числе 4 идущих подряд пересадочных узла.
- На этой линии находятся самые красивые в Петербургском метрополитене станции, относящиеся к первой очереди, пользующиеся большой популярностью у туристов.
- Станция «Проспект Ветеранов» является самой загруженной в России.
- На этой линии находятся все три станции Петербургского метрополитена мелкого заложения (Участок от «Автово» до «Проспекта Ветеранов»).
- На этой линии впервые в мире были построены односводчатые станции глубокого заложения («Площадь Мужества» и «Политехническая»).
- На этой линии находилась ныне закрытая станция метро «Дачное», первая и единственная открытого типа.
- В период с 1995 по 2004 год линия была разорвана с связи с аварией, произошедшей на перегоне «Площадь Мужества» — «Лесная».
- С 1979 года ТЧ-4 Северное обслуживало составы Невско-Василеостровской линии. Составы отправлялись со стороны Девяткино в сторону Приморской с пассажирами: можно было осуществить пересадку не выходя из вагона, однако вскоре поезда Невско-Василеостровской линии стали обслуживаться в ТЧ-5 «Невское».
- До постройки Ладожского вокзала (2003 год) линия связывала все петербургские вокзалы.
- До 2003 года на станциях Петербургского метрополитена были
уникальные настенные указатели, но к 300-летию Санкт-Петербурга
указатели на всех линиях были приведены к одному виду, и линия утратила
эту особенность.
- Это приведение привело к казусу: для единственной кроссплатформенной пересадки «Технологический институт» указатели были изготовлены неправильно, они были исправлены после трёхсотлетия города.
Особенности
- C 25 мая по 2 июня 2009 года станции на первой линии объявлялись голосом Эдиты Пьехи.
Неосуществлённые планы
- При выборе направления строительства участка «Академическая» — «Девяткино» как основной рассматривался вариант продолжения линии по оси Светлановского проспекта. Этот вариант отвергли из-за плохих геологических условий. Тогда был предложен вилочный вариант: по оси проспекта Культуры и в сторону станции Ручьи. Выбор был произведен в соответствии с возможностями исполнения. Это объясняет расположение метро относительно застройки района.
- В 1956 году по плану строительства линий метрополитена на 1958 год линия должна была идти от «Финляндского вокзала» на Петроградскую сторону. Планируемый перегон был длиной 2,8 километра и включал две станции: промежуточную и «Площадь Льва Толстого»]. Но согласно новому Генплану первая ветка пошла дальше на север в район Гражданки.
Технологические подробности
На линии основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС. На линии задействована система автоведения поездов КСАУП (комплексная система автоматизированного управления поездами).