Чернышевская

«Черныше́вская» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Площадь Восстания» и «Площадь Ленина».

Станция открыта 1 сентября 1958 года на действующем участке второй очереди метрополитена «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина».

Название связано с близостью проспекта Чернышевского. В проекте станция носила название «Кирочная».

Темой конкурса проектов оформления станции стала деятельность русских революционных демократов. Конкурс проектов совпал с появлением в печати постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 года, что привело к разительному отличию между оформлением станций первой и второй очередей Ленинградского метрополитена.

Наземные сооружения

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой в виде высокого пятигранника с большим витражом на главном фасаде. Он расположен на проспекте Чернышевского между Фурштатской и Кирочной улицами.

На месте вестибюля находилась Николаевская гвардейская богадельня, построенная по проекту архитектора Н. А. Архангельского и церковь Святых Космы и Дамиана лейб-гвардии Сапёрного батальона, снесённые в советское время.

Вестибюль украшен рельефом с портретом Н. Г. Чернышевского.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в северном торце станции.

Подземные сооружения

«Чернышевская» — пилонная станция с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина ≈67 м). Является одной из самых глубоких в Петербургском метрополитене.

Центральный зал станции расположен в северном конце платформ (ближе к станции «Площадь Ленина»).

Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. В. Жука и С. Г. Майофиса.

Станция строилась в период борьбы с архитектурными излишествами и поэтому является интересным памятником перехода от сталинского ампира к экономной и функциональной хрущёвской архитектуре.

На всей подземной станции использовано закарнизное освещение. Это была первая станция, на которой проектировщики полностью отказались от люстр и светильников. Путевые стены облицованы кафельной плиткой. Украшением станции можно посчитать лишь серебристые вентиляционные решётки на пилонах и серый мрамор. После замены пола в центральном зале уложены черные и белые плитки в шахматном порядке. На станционных платформах это выглядит как белая расчёска, повернутая зубчиками к стене.

Перронные залы

На путевых стенах перронных залов плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого, также использованы карнизы из серого мрамора. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки.

В 2003—2004 годах кафельная плитка на путевых стенах была полностью заменена, что придало станции более аккуратный вид.

Особенности проекта и станции

  • Перегон к станции «Площадь Ленина» явился первым, пройденным под Невой. Ни один прибор не может дать стопроцентную гарантию, что на этом участке дна реки нет впадины. По этой причине в целях безопасности все подводные пути Петербургского метрополитена проходятся кессонным способом.

Привязка общественного транспорта

Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 22, 46, 105.
  • Автобусные коммерческие маршруты: К-15, К-46, К-51, К-76, К-90, К-163, К-167, К-269, К-389/16
  • Троллейбусные маршруты:
    • № 15 (Сызранская улица — улица Бонч-Бруевича),
    • № 0-парковый (следует в/из троллейбусный(ого) парк(а) № 2):
Тульская улица — Суворовский проспект — Кирочная улица — Литейный проспект — улица Комсомола — Арсенальная улица.