Елизаровская

«Елиза́ровская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Площадь Александра Невского» и «Ломоносовская».

Станция открыта 21 декабря 1970 года в составе участка «Площадь Александра Невского» — «Ломоносовская». Названа по проспекту, носящему имя видного представителя петербургского пролетариата М. Т. Елизарова, возле которого возведена. В проекте станция носила название «Проспект Елизарова».

Вестибюль

Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой в виде отдельно стоящего здания и располагается на пересечении проспекта Елизарова и улицы Бабушкина. За счёт высоты зала и большого остекления в вестибюле просторно и светло.

В северной стене здания находятся большие окна. Под окнами находится балкон над эскалаторным ходом, закрытый для прохода пассажиров. Зал вестибюля имеет гранитный пол. Освещение — «офисные светильники», заглублённые в потолок, над кассами установлены закарнизные светильники. На входе/выходе из вестибюля два ряда дверей. Над дверьми перекрытие, над перекрытием — окна.

Снаружи станции над входом установлен козырёк, в котором размещены квадратные потолочные светильники.

Архитектура и оформление

«Елизаровская» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ≈ 62 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. К. Комалдинова, И. И. Комалдиновой и инженеров А. Д. Евстарова, О. В. Грейц.

Для станции применено закарнизное и прямое освещение (без люстр — под карнизами одна нитка люминесцентных светильников). Карниз над станционными дверями металлический, цвета меди, на нём несколько раз продублировано название станции. Двери «горизонтального лифта» окрашены в чёрный цвет и украшены гофрированной полосой.

Северный торец подземного зала украшает решётка с рельефом «Восстание пролетариата» работы скульптора Д. М. Никитина.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. Эскалаторный зал освещён светильниками, напоминающими комнатные, в количестве 18 шт. (три группы по три светильника на обеих стенах зала), дополненные двумя «иллюминаторами». Эскалатор оформлен «под дерево» и освещается светильниками, расположенными на балюстраде. Наклонный ход имеет гофрированный армоцементный свод.

Интересные факты

  • Марк Тимофеевич Елизаров (1863–1919), в честь которого назван проспект, давший имя станции метро, имеет косвенное отношение к метрополитену: 8 (21) ноября 1917 г. он стал первым народным комиссаром (министром) путей сообщения Советской России — в ведении МПС СССР Ленинградский метрополитен находился со дня его открытия. В ведение администрации города передан в 1991 г.