Горьковская

«Го́рьковская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Московско-Петроградской линии между станциями «Невский проспект» и «Петроградская».

Станция открыта 1 июля 1963 года в составе участка «Технологический институт» — «Петроградская». Данное название получила по расположению в начале бывшего проспекта Максима Горького (ныне Кронверкский проспект), где в доме № 23 долгое время жил писатель.

Наземные сооружения

Павильон станции, возведённый в 2009 году, — круглое в плане одноэтажное строение современного стиля. Как и прежний павильон, который был построен в 1963 году по проекту архитекторов Арона Гецкина и Валентины Шуваловой, он располагается вблизи Кронверка Петропавловской крепости, у развилки Кронверкского и Каменноостровского проспектов. Проект нового здания был выполнен ООО «СУАР. Т-проект». 27 марта 2009 года его поддержал градостроительный совет. Площадь павильона увеличилась в три раза. Как и старая постройка, для предотвращения затопления в связи с близостью реки Невы, новый вестибюль находится на возвышении.

Старый вестибюль являлся типовым для станций Ленинградского метрополитена, открытых в хрущёвскую эпоху (аналогичен вестибюлям станций «Парк Победы», «Электросила», «Фрунзенская»). Он представлял собой приземистое цилиндрическое здание с куполом и застеклёнными входами. Козырёк над входом после трагедии на станции «Сенная площадь» был укреплён специальными подпорками.

Подземные сооружения

«Горьковская» — пилонная станция с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина ≈ 53 м). Станция начинает серию из семи пилонных станций, идущих подряд. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов С. И. Евдокимова, Н. И. Башнина, А. П. Изоитко, С. Л. Михайлова и Е. И.  Травникова.

Художественное оформление станции посвящено писателю М. Горькому. Оформление станции простое и суровое, пилоны облицованы сааремским известняком с включением грубо обработанных блоков. Под карнизом пилонов установлены круглые лампы. Торцевую стену центрального подземного зала украшает портрет писателя, выполненный из камня той же породы (скульпторы М. Р. Габе, А. М. Торич и П. А. Якимович). На путевых стенах установлены декоративные решётки с узорами на тему произведений писателя. Кроме того, на дверях кабельных шкафов в путевых тоннелях находятся изображения буревестника, выполненные из тёмных металлических полос. Пол центрального нефа выстлан серым гранитом, полы перронных залов — асфальтом, который в процессе реконструкции был заменён гранитом. Кафель на путевых стенах был заменён белым керамогранитом.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в северном торце центрального нефа (зала).

Привязки общественного транспорта

Мимо станции проходят следующие маршруты наземного общественного транспорта:

  • Автобусные социальные маршруты: № 2М, 2Мб, 46, 46а, 180.
  • Автобусные коммерческие маршруты: № К-30, К-46, К-76, К-183, К-223.
  • Трамвайные маршруты: № 6, 40.

Особенности проекта и станции

  • При прокладке тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Горьковская» под Невой проходчики обнаружили в районе Марсова поля ранее не выявленную впадину в дне. Пришлось заглублять тоннель с максимально допустимым уклоном. На этом отрезке первый вагон оказывается на шесть метров ниже последнего.
  • Центральный зал считается самым коротким в петербургском метрополитене.

Реконструкция 2008—2009 годов

Из-за того, что «Горьковская» находится в непосредственной близости от реки Невы, в наклонном ходе станции 2000—2005 годах возникли серьёзные нарушения гидроизоляции.

Подробности работ[4][5]:

  • ремонт наклонного хода с ликвидацией течей путем замены болтов и чеканки швов между тюбингами наклонного хода
  • замена старых асбоцементных зонтов («картин») наклонного хода на зонты из композита с возможностью их частичного демонтажа при необходимости.
  • реконструкция вестибюля с увеличением площади кассового (эскалаторного) зала и служебных помещений.
  • герметизация примыкания тюбинговой обделки наклонного хода к нижнему залу станции и к вестибюлю и работы, связанные с капитальным ремонтом самой станции.
  • замена облицовки путевых стен из глазурованной белой плитки на облицовку из керамогранитных панелей.
  • замена асфальтового покрытия платформ первого и второго путей станции на покрытие из гранитных плит месторождения «Возрождение».

11 октября 2008 года станция закрылась на реконструкцию. Работы продлились 14 месяцев. Наземный вестибюль «Горьковской» был закрыт для пассажиров на вход и выход, поезда следовали через станцию без остановки. Павильон в Александровском парке был полностью снесен Ассоциацией по сносу зданий, а взамен было построено новое здание — по проекту архитектурной мастерской «СУАР.Т — проект».

Открытие состоялось 26 декабря 2009 года.