Ладожская

«Ла́дожская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Правобережной линии, между станциями «Новочеркасская» и «Проспект Большевиков».

Станция открыта 30 декабря 1985 года в составе участка «Площадь Александра Невского-2» — «Проспект Большевиков».

Вопреки расхожему мнению, географически к месту расположения вестибюля станции трасса «Дорога Жизни» не имеет прямого отношения: она проходила по направлению современного Шоссе Революции к Ладожскому озеру.

Но косвенное отношение этот объект к «Дороге жизни» имеет: пригородное направление пассажирских перевозок близлежащего Ладожского вокзала охватывает исторические железнодорожные станции, связанные с «Дорогой жизни». Это отражено в оформлении станции метро.

Проспект Косыгина до 1982 года назывался Ладожским проспектом.

В проекте станция носила название «Новоладожская».

Наземные сооружения

Наземный павильон станции выполнен по проекту архитектора В. Н. Есиновского и инженера Г. Ф. Прошиной при участии С. Н. Кривоносова, В. Ф. Хиврича и Ю. А. Рыжова (институт Ленгипротранс) и располагается в конце Заневского проспекта у Ладожского вокзала.

Павильон являлся первой очередью строительства проектируемого в то время Ладожского вокзала (пусковой комплекс включал в себя возведение кассово-эскалаторного зала и расположенных по бокам двухэтажных пристроек для эксплуатационно-технических служб метрополитена) и его объёмно-планировочное решение было увязано с первоначальным проектом всего вокзального комплекса.

Метропавильон должен был занять центральное место в вокзале, расположившись между створами пассажирских тоннелей, ведущих на железнодорожные платформы и стать общим объёмом будущего крупного здания. Покрытие эскалаторного зала, проектировавшееся изначально из металлических конструкций, впоследствии планировалось переместить вверх методом подъёма этажей. Оно должно было занять место одного из шести венчающих вокзал фонарей, обеспечивающих естественное освещение внутренних помещений.

Первоначальный проект вокзального комплекса реализован не был. Но тем не менее это не наложило на вновь созданный павильон печати недостроенности и недоделанности. На главном фасаде, облицованном сааремским доломитом, тёмно-серым гранитом, и стемалитом, симметрично выявлены зоны входа и выхода — они перекрыты вынесенными вперёд козырьками. Над кровлей возвышается большой остеклённый по периметру фонарь.

Поддерживаемый колоннами потолок, в своей центральной части имеющий форму неправильного восьмигранника, перекрыт армоцементной структурой. К ней, в свою очередь, подвешена люстра, повторяющая собой восьмиугольные очертания светового фонаря.

Порталы, как над входом в эскалаторный тоннель, так и над просторным выходом из него сплошь облицованы серо-голубым уфалейским мрамором.

По всей тыльной стороне вестибюля были устроены заделы под будущие проходы на железнодорожные платформы, задекорированные под сплошные витражи. При строительстве Ладожского вокзала по отличному от первоначального замысла проекту, заделы были реализованы. Наземный павильон был совмещён с вокзальным комплексом.

Подземные сооружения

«Ладожская» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 61 м). Сооружена по проекту архитектора В. Н. Есиновского и инженера Г. Ф. Прошиной при участии С. Н. Кривоносова, Л. А. Филипповой и Ю. А. Рыжова (институт Ленгипротранс).

Тематическое оформление станции посвящено одной из самых героических страниц в блокадной эпопее Ленинграда — его легендарной Дороге жизни.

Торцы подземного зала и путевые стены по низу облицованы серо-голубоватым уфалейским мрамором, который ассоциируется с водами Ладоги, и увенчаны фризом из тёмно-серого полированного гранита с названием станции.

Два ряда установленных на платформе торшеров, символизируют собой путевые столбы. Сомасштабные по высоте торшеры, облицованные белым мрамором, служат источниками света: из-под своих бронзовых экранов с памятными датами «1941—1944» они излучают пучки света.

Огромный простор зала, помимо 22 светильников-торшеров, вмещает в себя три пары массивных скамей. Пол на всей площади устлан серыми гранитными прямоугольниками, окантованными чёрными полосами лабрадорита.

В торце станции предполагалось разместить мраморную композицию «Торосы ладожского льда». Но идея архитекторов не была реализована полностью, и торец украшает только беломраморная стена в обрамлении тёмного портала с надписью «1941 ДОРОГА ЖИЗНИ 1944» с боковой подсветкой.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий четыре эскалатора, расположен в северном торце станции.

В 2006 году изменилось освещение станции: ртутные газоразрядные лампы (белого, слегка голубоватого свечения) были заменены на натриевые (более яркие, жёлтого свечения). После такой замены стали не видны разные оттенки голубого и какие-либо другие цветовые различия в облицовке зала; всё стало жёлто-серых тонов.

Борьба с ларьками
По распоряжению губернатора Петербурга до 1 августа 2007 года должна была быть убрана бо́льшая часть торговых точек внутри и снаружи станции, также уменьшено количество рекламных вывесок на торговых комплексах «Заневский каскад»

Привязка общественного транспорта

Возле станции «Ладожская» проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:

  • Городские социальные автобусные маршруты: № 4М, 4Ма, 5, 21, 24, 27, 30, 77, 82, 92, 123, 168.
  • Городские коммерческие автобусные маршруты: № К-5, К-17, К-21, К-32, К-77, К-92, К-118, К-123, К-141, К-164, К-167, К-187, К-271, К-322, К-369, К-397, К-401.
  • Пригородные социальные автобусные маршруты: № 429, 453, 462, 531, 532, 533.
  • Пригородные коммерческие автобусные маршруты: № К-429, К-430, К-430А, К-462р, К-531, К-533.
  • Трамвайные маршруты:
    • № 8 (Хасанская улица — Ладожский вокзал),
    • № 10 (Малая Охта — Ладожский вокзал),
    • № 59 (улица Коммуны — Ладожский вокзал) — по рабочим дням,
    • № 64 (Ладожский вокзал — железнодорожная станция «Ржевка»).
  • Троллейбусные маршруты:
    • № 1 (Ординарная улица — Хасанская улица),
    • № 22 (площадь Труда — Хасанская улица).

Перспективы

Планируется переход на станцию «Ладожская-2» Кольцевой линии и открытие второго наклонного хода с выходом в нежилую зону «Дача Долгорукова».

Интересные факты

Первоначально, при проектировании Правобережной линии, станцию планировалось построить на пересечении проспектов Индустриального и Косыгина, но из-за проблем с грунтами на данном участке трассу пришлось изменить.