Лесная
«Лесна́я» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Выборгская» и «Площадь Мужества».
Впервые открыта 22 апреля 1975 года в составе участка «Площадь Ленина» — «Лесная». Станция получила название из-за расположения вблизи Лесного проспекта, одной из главных магистралей исторического района Лесное, образовавшегося вокруг земель Лесного корпуса - ныне Санкт-Петербу́ргский госуда́рственный лесотехни́ческий университе́т им. С. М. Ки́рова (СПбГЛТУ) (в Советское время - Лесотехническая академия (ЛТА) им. С. М. Ки́рова).
Во время подземного размыва грунта (плывуна) и ликвидации его последствий со строительством вместо размытых новых участков тоннелей в 1995-2004гг. была конечной на большей части - южном отрезке - линии, соединяясь с ее северным участком "Площадь Мужества" - "Девяткино" бесплатными автобусными маршрутами с автобусами повышенной вместимости.
На повторном открытии станции и запуске движения по новым тоннелям между "Лесной" и "Площадью Мужества" пробную поездку совершили Президент В.В.Путин и губернатор города В.И.Матвиенко.
Существуют планы строительства станции "Лесная-2" проектируемой Кольцевой линии для создания пересадочного узла с "Лесной" с целью создания быстрой транспортной связи с Петроградской стороной и Васильевским островом.
Наземные сооружения
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, Н. И. Згодько, инженеров Э. Л. Надежного, И. X. Целолихиной, С. П. Щукина и располагается вблизи пересечения Лесного проспекта и Кантемировской улицы на месте части зелёной зоны придомовой территории Дома специалистов, имеющего адрес Лесной пр., д.61. Оформление вестибюля выполнено в одном ключе с оформлением участка «Выборгская» — «Девяткино». Перекрытие потолка сооружено с применением металлических балок, которые соединены между собой в виде треугольников и квадратов. На этих ажурных металлоконструкциях, установлены лампы дневного света, освещающие станцию. На станции, как и на других станциях этого проекта, над эскалаторным ходом есть балкон.
Незадолго до восстановления сквозного сообщения до «Девяткино», в апреле 2004 года проводилась реконструкция наземного вестибюля станции. В результате этой реконструкции изменился внешний вид павильона: нижний ряд окон по соображениям антитеррористической безопасности был закрыт декоративным камнем. Несмотря на то, что результат работ был хорошо вписан в существующий павильон, станция потеряла часть своей индивидуальности. Пристроенные к наземному вестибюлю станции в 1990-е гг. торговые павильоны были ликвидированы аналогично подобным сооружениям у других станций метро Петербурга.
Подземные сооружения
«Лесная» — колонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 64 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. И. Прибульского и В. В. Ганкевич. Оформление перронного зала по цвету связано с названием и создаёт ассоциации с природой, лесом.
Колонны перронного зала облицованы белым мрамором, полы — серым гранитом. Ограничительная линия по краю платформы обозначена оранжевой краской. В виду большой глубины расположения станции фриз над колоннами расширен. Светильники центрального зала станции горят через один, создавая при этом оригинальный «полосатый» потолок. Путевые платформы подсвечены таким же способом, но более равномерно. Торцевую стену зала украшает декоративная световая композиция «Солнце», подсвечивающаяся изнутри сзади (скульптор П. А. Якимович).
Оформление станции согласуется с названием: путевые стены облицованы зелёной («под малахит») выпуклой керамической «плиткой-кабанчиком».
После ряда косметических ремонтов последних десятилетий часть
оригинальной керамической отделки была утрачена и заменена похожей
плиткой, отличающейся оттенком и текстурой; отдельные бреши на путевых
стенах в последние годы просто закрашиваются зелёной краской.
Двери на путевых стенах металлические глухие, чёрные, со вставками белого металла.
Торцевая стена возле нижнего эскалаторного зала покрашена зелёной краской трёх разных оттенков. Наклонный ход (эскалаторный тоннель), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. Эскалаторный зал освещают 52 факела-светильника (по 26 на каждой балюстраде).
За торцевой стеной станции размещен блок служебных помещений, в который можно попасть через два входа, находящихся в конце боковых платформ. Оба входа были ограждены металлическими воротами-решётками. Благодаря этому из движущегося поезда служебный коридор просматривался насквозь, но в 2014 году решетчатые двери были заменены сплошными металлическими. Подобное в Петербургском метрополитене, кроме «Лесной», можно встретить на станции «Выборгская».
Особенности проекта и станции
- При выборе названия был большой выбор вариантов рода:
- исторический район имеет мужской род — «Лесной»,
- другое проектное название станции — «Лесное».
- Во время т. н. размыва станция была конечной и несла повышенную нагрузку.
Путевое развитие
Во время т. н. размыва 1995—2004 годов станция являлась конечной для южного участка Кировско-Выборгской линии, для чего был выполнен временный съезд, существовавший также на этой станции в период с 22 апреля по 31 декабря 1975 года.
Перед открытием участка размыва, с 5 июня 2004 года, станция была закрыта для демонтажа путевых устройств временного съезда и бетонирования на их месте участков постоянных путей.
Привязки общественного транспорта
Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:
- Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Ма, 33, 60, 137, 185.
- Автобусные коммерческие маршруты: № К-10, К-17, К-131, К-143, К-149, К-152, К-175, К-223, К-240А, К-240Б, К-367, К-369, К-373.
- Трамвайные маршруты: № 20, 38.
- Троллейбусные маршруты:
- № 31 (Северный проспект — станция метро «Спортивная»).
Планы развития
Согласно принятой «Программе развития Петербургского метрополитена до 2025 года», в будущем «Лесная» и проектируемая «Лесная-2» станут пересадочным узлом на Кольцевую линию, обеспечив быструю доставку пассажиров в более центральные районы города - на Петроградскую сторону и Васильевский остров - параллельно загруженной автотранспортом наземной магистрали, проходящей по трассе Кантемировской ул., пр. Медиков и Большого проспекта Петроградской стороны. Предыдущие варианты схемы развития метро предусматривали соединение красной и кольцевой веток не у "Лесной", а у "Выборгской" (см. Кольцевая линия (Санкт-Петербург)). За "Лесной-2" в сторону исторического центра, по этим планам, должна будет последовать станция "Кантемировская".