Ломоносовская

«Ломоно́совская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Елизаровская» и «Пролетарская».

Вестибюль станции расположен на территории сквера, который находится на месте бывшего Спасо-Преображенского кладбища.

Станция открыта 21 декабря 1970 года в составе участка «Площадь Александра Невского» — «Ломоносовская». Была названа по расположенному рядом Фарфоровому заводу, основанному при участии М. В. Ломоносова, и носившему на момент открытия станции название «Ломоносовский фарфоровый завод». В проекте станция носила название «Ивановская».

Вестибюли

Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, Г. Д. Булаевской и располагается на пересечении улицы Бабушкина и улицы Матюшенко. Вестибюль расположен на небольшом возвышении. Массивная консольная плита, служащая перекрытием кассового зала, поддерживается мощными опорами. Первоначально полностью застеклённый кассовый зал в середине 90-х годов был реконструирован, стекло на две трети от пола было заменено на мрамор. В отделке круглого эскалаторного зала использованы деревянные панели и анодированный металл. До 1979 года кассовый зал украшала металлическая схема Невско-Василеостровской линии, которая позже была демонтирована в связи с продлением линии до станции «Приморская».

В начале мая 2008 года сквер, окружающий павильон, был огорожен под строительство многофункционального трёхэтажного коммерческого комплекса. Однако, в феврале 2009 года ограждения вокруг сквера были сняты — в связи с экономическим кризисом постройка коммерческого комплекса так и не была начата.

Вестибюль станции метро расположен на территории бывшего Фарфоровского (Спасо-Преображенского) кладбища

Архитектура и оформление

«Ломоносовская» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ≈ 65 м). Станция завершает серию из шести станций типа «горизонтальный лифт», идущих подряд. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. Я. Мачерета и Л. С. Чупиной.

В оформлении перронного зала доминируют нежный, «фарфоровый» колорит и смягчённые архитектурные формы, своеобразие наклона стен внутрь зала. Двери «горизонтального лифта» простые, без рисунка. Над каждой дверной нишей латунная надпись «Ломоносовская». Торцевую стену из белого мрамора украшает бронзовый горельеф, посвященный М. В. Ломоносову (художник В. М. Городецкий).

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции.

В искусстве

  • Строительство и открытие станции сатирически описано в повести Сергея Довлатова «Чемодан» (рассказ «Номенклатурные ботинки»).

Привязка с общественным транспортом

  • Автобусные социальные маршруты: № 3М, 3Мб, 5, 8, 56, 95, 97, 118, 119, 157, 476.
  • Автобусные коммерческие маршруты: № К-56, К-260, К-97, К-365, К-515, К-409, К-16, К-239, К-476, К-692, К-5, К-8.
  • Троллейбусные маршруты: № 14, 28.