Московская

«Моско́вская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Московско-Петроградской линии, между станциями «Звёздная» и «Парк Победы».

Станция открыта 25 декабря 1969 года в составе участка «Парк Победы» — «Московская». Наименование получила из-за расположения возле Московской площади, выходы со станции находятся на Московском проспекте, подземный зал станции находится под Московской площадью. От станции идут автобусы и маршрутные такси в аэропорт Пулково I и II.

Вестибюли

Павильоны у станции отсутствуют, вход осуществляется через два подуличных кассовых зала, разнесённых по разные стороны Московской площади, залы сообщаются с поверхностью через подземные переходы. Северный вход («Московская-1») расположен в месте примыкания улицы Типанова и Авиационной улицы к Московскому проспекту. Южный вход («Московская-2») расположен в месте примыкания Алтайской улицы к Московскому проспекту. Единственная на линии не пересадочная станция, являющаяся «проходной» (два выхода на противоположных концах). Всего в Петербургском метрополитене таких станций четыре (Московская, Площадь Ленина, Ленинский проспект и Проспект Ветеранов).

Вестибюли, кассовые залы и подземные переходы выполнены по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, К. Н. Афонской, И. Е. Сергеевой и инженеров М. М. Синичкина, А. Д. Евстратова.

Подземные сооружения

«Московская» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ≈ 29 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Н. В. Каменского, С. Г. Майофиса и инженеров Д. И. Селитый, Н. С. Арсеньевой. Является самой длинной станцией закрытого типа в городе, длина платформы была увеличена чтобы вывести два выхода на разные стороны площади. На этой станции 52 двери (на каждой из платформ — по 26, 2 из которых закрыты).

Станция выполнена в аскетичной манере, украшений, посвящённых столице, нет.

Выходы со станции располагаются в обоих торцах, в каждом выходе по три эскалатора.

Особенности проекта и станции

  • В переходе «Московская-2» (южный выход) перед дверями станции с обеих сторон имеются гермозатворы, которых нет в другом переходе. Гермоворота с другой стороны станции расположены внизу, в переходе из зала к эскалаторам.
  • Ниши дверей самые глубокие среди всех подобных станций в Петербургском метрополитене.

Тоннели и путевое развитие

  • Станция в 1969—1972 годах была конечной, за ней существовал съезд. При продлении линии съезд был превращён в тупик, и сделан обходной перегонный тоннель. Его можно увидеть по пути в центр города: на подъезде к «Московской» влево ответвляется тоннель без рельсов, потом вливающийся в тоннель с путями.
  • На перегоне от станции «Парк Победы» в 1968 году «остановился механизированный щит. Его прочные победитовые резцы оказались бессильными перед крепостью песчаника, встретившегося на пути». Проходка осуществлялась вручную — отбойными молотками. Тогда, впервые при сооружении ленинградского метро, был применён буровзрывной метод проходки. Две с половиной тысячи произведённых взрывов не причинили ущерба подземным коммуникациям и зданиям на поверхности.

Привязка общественного транспорта

Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:

  • Автобусные социальные маршруты: № 2М, 2Ма, 3, 11, 13, 26, 31, 39, 50, 59, 90, 114, 130, 141, 150, 155, 156, 187, 301, 431.
  • Автобусные коммерческие маршруты: № К-3, К-11, К-13 (к аэропорту Пулково-2), К-18, К-18а, К-27, К-29, К-31, К-39 (к аэропорту Пулково-1); К-43, К-45, К-49, К-100, К-113, К-114, К-130, К-151, К-171, К-213, К-226, К-227, К-246, К-286, К-287, К-290, К-299, К-335, К-338, К-339, К-342, К-344, К-347а, К-350, К-403, К-449, К-545, К-800, К-900.
  • Трамвайные маршруты:
    • № 29 (Мясокомбинат — Трамвайный парк № 1),
    • № 45 (станция метро «Купчино» — проспект Юрия Гагарина).
  • Троллейбусные маршруты: № 27, 29, 35, 45.

Ремонтные работы на станции

  • В период с 8 ноября 2010 по 10 января 2011 года проводились работы в подземных переходах и вестибюлях станции с ограничением пассажиропотока.
  • В 2012 году планируется отреставрировать надписи в подземном зале станции, они будут приведены в порядок в рамках работ по оформлению названий станций.