Нарвская

«На́рвская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Кировско-Выборгской линии, между станциями «Балтийская» и «Кировский завод».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Названа из-за расположения в историческом районе Нарвской заставы. Павильон располагается на площади Стачек (в прошлом — Нарвская площадь), на которой расположены Нарвские триумфальные ворота.

В проекте станция носила название «Площадь Стачек», в последние годы перед открытием — «Сталинская».

15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения

Наземные сооружения

Павильон станции, построенный по проекту архитекторов А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского и инженера О. В. Ивановой, расположен на площади Стачек, на углу Старо-Петергофского проспекта.

Павильон необычный формы выполнен в неоклассическом стиле с купольным завершением. На станции должно было быть большое количество деталей, связанных с И. В. Сталиным.

Стену кассового зала должен был украсить рельефный портал с текстом:

Не исключена возможность, что именно Россия явится страной пролагающей путь к социализму… Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указывать нам путь.

— И. В. Сталин

Над эскалаторным ходом установлено панно «Слава Труду!» работы скульпторов Г. В. Косова, А. Г. Овсянникова, В. Г. Стамова и А. П. Тимченко. Собравшаяся на митинг на площади Ленина группа рабочих смотрит в центр горельефа, но там никого нет. По всей видимости, в первоначальном варианте в центре должен был находиться Сталин.

Подземные сооружения

«Нарвская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 50 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского и инженера О. В. Ивановой.

Тема оформления станции — трудовая доблесть советского народа.

На торцевой стене центрального подземного зала первоначально находилось большое мозаичное панно «Сталин на трибуне», работы президента Академии художеств А. М. Герасимова. Изначально на красочном фоне планировалось установить бюст Сталина.

В 1961 году, после XXII съезда КПСС, панно было закрыто мраморной фальш-стеной. В отгороженном пространстве сначала размещался зал заседаний, позже он был переоборудован в линейный пункт машинистов депо «Автово», который и находится там до сих пор. По данным машинистов, мозаика сохранилась. Тем не менее, при организации музея метрополитена эта мозаика не была там выставлена.

Боковые стены пилонов центрального подземного зала украшают горельефы, изображающие людей разных профессий (48 панно с 12 повторяющимися сюжетами):

  • «Деятели искусств». Скульптор М. Т. Литовченко
  • «Колхозники». Скульптор М. К. Аникушин
  • «Кораблестроители». Скульптор М. Р. Габе
  • «Учащиеся». Скульптор Е. Г. Челпанова
  • «Селекционеры». Скульптор В. Л. Рыбалко
  • «Метростроевцы». Скульптор А. М. Игнатьев
  • «Текстильщицы». Скульптор Л. М. Холина
  • «Литейщики». Скульптор П. А. Куликов
  • «Моряки». Скульптор В. И. Сычёв
  • «Врачи». Скульптор Н. К. Слободинский
  • «Советские воины». Скульптор В. О. Пирожков
  • «Строители». Скульптор А. Н. Черницкий

На дверях кабельных шкафов в путевых стенах установлены декоративные решётки с надписью «1955» по году открытия станции.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в северном торце.

Привязка общественного транспорта

  • Троллейбусные маршруты: № 20.
  • Трамвайные маршруты: № 16.
  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 2, 6, 35, 35а, 66, 73.
  • Автобусные коммерческие маршруты: № К-1, К-2, К-6к, К-20, К-66, К-154, К-169, К-177, К-195, К-306, К-404.

Особенности проекта и станции

  • Перегон к станции «Кировский завод» имеет максимальное расстояние на первом участке метро — 2,5 километра. На этом перегоне имеется неиспользуемый пункт технического обслуживания.
  • Единственная станция в метрополитене, имеющая путевое развитие, но не являющаяся пересадочной и никогда не бывшая конечной.
    Тем не менее, в 1950-х — начале 1960-х гг. предполагалось часть поездов Кировско-Выборгской линии направлять только до «Нарвской». На световых табло с надписью «Поезд следует до станции», висевших над платформой направления в сторону станции «Автово» на ряде станций («Площадь Восстания», «Технологический институт» и т.д.) среди возможных конечных станций перечислялась и «Нарвская».

Перспективы

В 2010 году станцию планировалось закрыть на 14 месяцев на реконструкцию для проведения работ по полной замене эскалаторов с увеличением их количества до четырёх, а также частичной замене конструкций наклонного хода. Однако в связи с несовершенством конструкции эскалаторов планировавшегося типа, опробованных ранее на переходах на станцию «Спасская», закрытие «Нарвской» было отложено до 2012 года, в течение которого к реконструкции так и не приступили. В 2013 году появились сведения о возможности закрытия станции на ремонт в 2014 году, однако на сайте ГУП «Петербургский метрополитен» в графике ремонтов на 2014 год «Нарвская» отсутствует.