Невский проспект

«Не́вский проспе́кт» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Московско-Петроградской линии, между станциями «Сенная площадь» и «Горьковская».

Станция открыта 1 июля 1963 года в составе участка «Технологический институт» — «Петроградская». Название связано с расположением на одноимённой главной магистрали города. В проекте станция носила название «Площадь Плеханова» (прежнее название площади перед Казанским собором).

Наземные сооружения

Павильон у станции отсутствует. Вход в подуличный вестибюль осуществляется через подземные переходы, имеющие выходы на Михайловскую улицу и Невский проспект. Вестибюль и подземный переход выполнен по проекту архитекторов А. К. Андреева, А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой. Подуличное размещение вестибюля было применено впервые в Ленинграде.

При его сооружении были снесены Перинные ряды и портик Руска. В 1972 году портик был восстановлен с несколько изменёнными пропорциями, а в 2004 году был построен торговый центр «Перинные ряды», совершенно непохожий на предыдущие постройки.

Выход на Михайловскую улицу после открытия станции осуществлялся посредством каскада из двух эскалаторов (как на «Пролетарской»), но во время ремонта наклонного хода в 1998 году малые эскалаторы были демонтированы и заменены на трёхпролётную лестницу. Летом 2007 года оригинальные элементы освещения вестибюля были заменены на стандартные.

Другой выход со станции, «Невский проспект-2», — общий со станцией «Гостиный двор» — осуществляется возле канала Грибоедова (бывш. Екатерининский). Иногда из-за этого станцию неофициально называют «Канал Грибоедова». Выход был открыт 30 апреля 1967 года и расположен в северном торце станции. Малые эскалаторы этого выхода в город находятся в том же эскалаторном зале, что и пересадочные эскалаторы.

Подземные сооружения

«Невский проспект» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 63 м). Подземный зал сооружён по проекту архитектора С. Г. Майофиса и инженера Б. Д. Максимова.

Своды и пилоны оштукатурены, в нижней части украшены рёбрами из полированного алюминия. Путевые стены были выложены стеклянной плиткой с красной подложкой, заменённой в 2006 году на искусственный камень похожего цвета. Пол центрального зала выложен габбро и лабрадоритом. Асфальтовый пол перронных залов в 2007 году заменён на гранитный.

В середине зала на части свода между двумя пилонами (В этом месте свод сделан намного выше) помещён текст Указа Президиума ВС СССР «О награждении Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина орденом Ленина».

До 2004 года станция освещалась ртутными лампами, затем освещение было заменено на натриевое.

Пересадки

Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии. Единственная пересадка Петербургского метрополитена, в которой разделены пассажиропотоки:

  • «Невский проспект» → «Гостиный двор» (эскалаторный, совмещён с собственным выходом со станции). В северном торце станции расположен эскалаторный зал, отделённый от центрального зала станции несколькими ступеньками. Из него четыре малых эскалатора ведут направо, на станцию «Гостиный двор». Эти эскалаторы практически всегда работают на подъём, чем обеспечивается направление пассажиропотока. Из этого же зала четыре малых эскалатора ведут налево, к выходу на канал Грибоедова. Однако же, со станции «Гостиный Двор» к выходу на канал Грибоедова ведут два узких коридора, обходящие малые эскалаторы и параллельные им. Поэтому переход на станцию «Гостиный Двор» возможен и по эскалаторам, ведущим к выходу на канал Грибоедова (с последующим разворотом и проходом по коридорам), что, однако, менее удобно.
  • «Гостиный двор» → «Невский проспект» (пешеходный тоннель). В середине станции «Гостиный двор» расположен лестничный спуск, ведущий к пешеходному тоннелю. Пассажиры выходят из тоннеля над платформой северного направления, и спустившись по лестнице, попадают в центральный зал станции «Невский Проспект». Внизу лестницы стоят турникеты, обеспечивающие направление пассажиропотока. Также существует другой вариант пересадки: пассажиры могут пройти в торец станции «Гостиный двор» (выход на канал Грибоедова), развернуться на 180 градусов, после чего спуститься на станцию «Невский проспект» на малых эскалаторах.

Привязка общественного транспорта

  • Автобусные социальные маршруты: № 3, 3М, 3Мб, 5М, 5Мб, 7, 22, 24, 27, 100, 191.
  • Автобусные коммерческие маршруты: № К-306.
  • Троллейбусные маршруты: № 1, 5, 7, 10, 11, 17, 22.

Особенности проекта и станции

  • Первая станция, не имеющая наземного вестибюля.
  • Первоначально станцию планировали построить в районе площади Плеханова (ныне Казанской). Поэтому она имела проектные названия «Площадь Плеханова» и «Улица Желябова».
  • Станция являлась самым масштабным проектом, связанным со сносом исторических зданий:
    • При постройке выхода на Михайловскую улицу и Невский проспект были снесены портик (архитектор Л. Руска) и Перинные ряды (архитектор Дж. Кваренги), в этом месте была произведена разработка котлована для кассового зала в историческом центре города.
    • Чтобы соорудить выход к каналу Грибоедова, потребовалось частично разобрать, а затем восстановить Дом Энгельгардта — ныне Малый зал Филармонии.
  • Выход со станции представляет собой старейший в городе подземный переход.
  • Наклонный ход станции — первое в Санкт-Петербурге применение композиционного материала в отделке метро (1998 год).
  • Перегон «Невский проспект» — «Сенная площадь» — самый короткий на линии.

Путевое развитие

  • При прокладке тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Горьковская» под Невой проходчики обнаружили в районе Марсова поля ранее не выявленную водоносную песчаную линзу. Пришлось заглублять тоннель с максимально допустимым уклоном. При перемещении на этом отрезке состава первый вагон оказывается на шесть метров ниже последнего.
  • На перегоне в сторону станции «Горьковская» расположена служебная соединительная ветвь к станции «Садовая», через которую ежедневно происходит выдача составов на пятую линию, не имеющую своего электродепо.

Ремонт и модернизация

  • В апреле—мае 1996 года пересадка между станциями «Невский проспект» и «Гостиный двор» была невозможна из-за проведения ремонтных работ в переходном тоннеле и замены пересадочных эскалаторов. В результате этой реконструкции количество малых эскалаторов было увеличено с трёх до четырёх в каждом направлении (как в сторону вестибюля «Невский проспект-2», так и в сторону станции «Гостиный двор»). С 6 по 24 августа 2007 года были закрыты на ремонт эскалаторы второго вестибюля «Невского проспекта».
  • С 1 февраля по 28 декабря 2012 года был закрыт на реконструкцию второй вестибюль «Невского проспекта». За это время был проведен капитальный ремонт наклонного хода и эскалаторов, а также косметический ремонт вестибюля, расположенного в доме Энгельгарда, на углу Невского проспекта и набережной канала Грибоедова.

В культуре

  • Вход на станцию можно увидеть в советском фильме «Вам и не снилось…».
  • Переход со станции «Невский проспект» на станцию «Гостиный двор» можно заметить в клипе «Вселенная бесконечна» рэпера Noize MC.