Новочеркасская

«Новочерка́сская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Правобережной линии, между станциями «Площадь Александра Невского-2» и «Ладожская».

Станция открыта под названием «Красногвардейская» 30 декабря 1985 года в составе участка «Площадь Александра Невского-2» — «Проспект Большевиков». В проекте станция носила название «Заневская». Название «Красногвардейская» получила по советскому наименованию Новочеркасского проспекта (в 1983—1990 годах — Красногвардейский). В июле 1992 года получила современное название «Новочеркасская» по тому же Новочеркасскому проспекту.

Вестибюль

Станция не имеет наземного павильона, подуличный вестибюль расположен под Заневской площадью на пересечении Заневского и Новочеркасского проспектов. Вестибюль в комплексе с подземными пешеходными переходами выполнен по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, В. Г. Чехман и А. С. Гецкина.

В отделке стен вестибюля использован мрамор красных тонов. Над эскалаторным ходом расположен подсвеченный витраж «Побеждающая революция» (художники В. П. Гусаров и В. Г. Леканов).

Подземный пешеходный переход под Заневской площадью

Под землёй, по всему периметру площади устроен общий замкнутый коридор шириной 6 метров с двенадцатью спусками с тротуаров и от трамвайных остановок. Стены подземного перехода облицованы керамической плиткой. Над входами в переход надпись алюминиевыми буквами: «Станция Новочеркасская». На ночь доступ пешеходов в переход перекрывается металлическими решётками.

Со стороны Невы коридор образует аванзал шириной 15 метров, в котором размещаются встроенные торговые киоски. Из аванзала лестничный спуск ведет в собственно вестибюль — эскалаторный зал, к которому с двух сторон примыкают служебно-технические помещения.

Привязка общественного транспорта

Возле станции «Новочеркасская» проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:

  • Автобусные социальные маршруты: № 4М, 4Ма, 5, 24, 27, 46, 55, 132, 174, 191.
  • Автобусные коммерческие маршруты: № К-5, К-6, К-83, К-95, К-118, К-156, К-187, К-209, К-254, К-269, К-289, К-401.
  • Трамвайные маршруты:
    • 7 (улица Коммуны — проспект Солидарности),
    • 10 (Малая Охта — станция метро «Ладожская»),
    • 23 (Финляндский вокзал — проспект Солидарности),
    • 39 (станция метро «Новочеркасская» — трамвайный парк №7),
    • 65 (река Оккервиль — Невский завод).
  • Троллейбусные маршруты:
    • 1 (Ординарная улица — Хасанская улица)
    • 7 (Петровская площадь — Таллинская улица)
    • 18 (станция Ручьи — Таллинская улица) — по рабочим дням
    • 22 (площадь Труда — Хасанская улица)
    • 33 (Суворовский проспект — проспект Солидарности) — по рабочим дням
  • Троллейбусы, следующие в парк № 2 (Арсенальная, 27), идут по следующей трассе:
Новочеркасский проспект — Красногвардейская площадь — Якорная улица — проспект Металлистов — Кондратьевский проспект — Минеральная улица — Арсенальная улица.
  • Троллейбусы, следующие в парк № 5 (Гражданский, 131), идут по следующей трассе:
до станции Ручьи (по 18 маршруту), далее проспект Науки — улица Софьи Ковалевской — Северная площадь — метро «Гражданский проспект» — Суздальский проспект.

Архитектура и оформление

«Новочеркасская» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 61 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, В. Г. Чехман и А. С. Гецкина (институт Ленметрогипротранс).

Тематика художественного оформления станции посвящена борьбе Красной гвардии Петрограда за Советскую власть. В облицовке путевых стен применён красноватый мрамор. Рисунок пола выложен из светло-серых гранитных плит с включениями мелких плит красного оттенка.

По центральной оси станции подвешены семь люстр кольцевой формы. Внутри колец ранее были расположены трубчато-ленточные построения из анодированного алюминия, символизировавшие знамёна.

Торец станции по замыслу архитекторов должен был украшать выполненный из полированного мрамора рельеф, но идея реализована не была, и в торце платформенного зала установлен только задник из полированного мрамора.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в западном торце станции. Освещение нижнего эскалаторного зала решено в виде оригинальных светильников из гнутой меди, расположенных на рифлёной стене зала. Их срезанные под острым углом вершины образуют пятилучевые очертания, сквозь которые проливаются пучки света.

Интересные факты

  • В 1992 году, после переименования станции, надпись с названием на путевой стене была оставлена, только буквы были переставлены местами. Единственными буквами, которых не хватило для нового названия, стали буквы Ч и О, поэтому они были добавлены в надпись, при этом была использована отличная от имевшейся гарнитура шрифта. Из-за этого заметно существенное отличие новой буквы Ч от других (вторая буква О, вероятно, сделана как копия первой). К тому же буквы, подвергшиеся перемещению, были установлены неровно.
  • В октябре 2011 года буква Ч была приведена к стандарту используемой гарнитуры в названии станции. Остальные буквы на «Новочеркасской» будут окончательно приведены в порядок в рамках работ по оформлению названий станций, которые должны состояться в 2012 году.
  • В 1992 году были демонтированы «знамёна» из анодированного алюминия, висевшие внутри кругов люстр. Их нынешнее местонахождение неизвестно.
  • Станция «Красногвардейская» в Ленинграде и станция «Красногвардейская» в Москве были открыты в 1985 году.
  • Во время строительства станции произошёл провал дорожного полотна. Это место было использовано при съёмке фильма «Прорыв»