Обухово

«Обу́хово» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Пролетарская» и «Рыбацкое».

Станция открыта 10 июля 1981 года в составе участка «Ломоносовская» — «Обухово».

Наименование получила по расположению недалеко от одноимённого исторического района города. Этот район располагается за линией Московской железной дороги — павильон метро обращён фасадом к тому месту, где некогда жили рабочие Обуховского завода. Сам завод располагается в районе станции метро «Пролетарская». Название было дано предприятию в 1869 году по имени основателя инженера Павла Матвеевича Обухова.

Пересадка на одноимённую железнодорожную станцию.

Наземные сооружения

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. Н. Выдрина («Ленметрогипротранс») и располагается в конце улицы Грибакиных рядом с железнодорожной станцией Обухово в промзоне объединения «Звезда».

Вестибюль представляет собой восьмигранный объём, в центре которого под куполом размещён эскалаторный зал, а по периметру — аванзал с двумя входами и одним выходом. Архитектурное решение фасадных плоскостей построено на сочетании глухих, облицованных шлифованным мрамором стен с витражами-вставками. Детали переплета выполнены из декоративного металла и анодированы в золотистый цвет. В отделке интерьеров использованы подобные же приёмы и материалы.

Подземные сооружения

«Обухово» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 58 м). Третья по времени открытия в метрополитене и единственная односводчатая станция на Невско-Василеостровской линии. Впервые на данном типе станций под одним сводом, кроме самой станции, были размещены силовая тяговая подстанция и камера натяжных устройств, которые раньше создавались отдельно. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Попова, И. Н. Кускова, Л. М. Четыркина при участии И. Г. Лоханова и М. В. Меккель (мастерская № 16 ЛенНИИпроекта).

Путевые стены облицованы белым мрамором с карнизом из декоративного профиля. Пол выложен тёмно-серыми гранитными плитами. По оси станционного зала установлены светильники-торшеры из чеканной меди и профильного металла. Также из тёмного металла выполнено название станции. После замены освещения оно стало практически нечитаемым.

На станции оригинальное расположение скамеек: буквой «П» с разрывом, направленным в сторону глухой стены.

Идеи оформления станции

Художественное оформление станции посвящено теме революционных традиций Невской заставы. В 1901 году произошла забастовка рабочих завода, эту акцию неповиновения провели существовавшие здесь революционные кружки. Память об этом событии стала основной темой оформления подземного зала станции: торцевую стену украшает бронзовый горельеф «От марксистских кружков к революционному выступлению». Он отражает тему возникновения революционных кружков за Невской заставой. Автором композиции является скульптор А. А. Федосов.

В центре барельефа помещён портрет В. И. Ленина, понизу расположена трёхфрагментная композиция. Она отображает политическое пробуждение, организационное единение и революционную борьбу пролетарских масс.

Однако первоначально в торце планировалось изготовить немного другую тематическую композицию. Известно, что в 1984 году силами мастерских Ленинградского экспериментального скульптурно-производственного комбината был создан бюст В. И. Ленину, а также многочисленные барельефы и горельефы. Эти произведения отражали различные героические эпизоды революционной борьбы обуховцев и рабочих Невской заставы с самодержавием. Автором всей композиции был скульптор А. А. Федосов. Бюст Ленина был демонтирован в 1994 году.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. Как и станционный зал, нижний эскалаторный зал облицован мрамором. Для освещения применены настенные светильники и закарнизное освещение.

Особенности проекта и станции

  • Первоначально станцию планировали строить наземной, а после неё строить депо. Однако из-за взрыва метана в забое во время проходки тоннеля от «Ломоносовской» линию пришлось срочно уводить в сторону — из-за этого (а также из-за роста города в южном направлении) станцию «Обухово» пришлось строить глубокой, а депо — в Рыбацком. Подробнее см. статью Невско-Василеостровская линия.
  • В период с 1981 по 1984 годы станция была конечной, поэтому на перегоне построен оборотный тоннель. Он повторно эксплуатировался в 2001 году (на период ремонта станции «Рыбацкое»).
  • На перегоне в сторону станции «Пролетарская» тоннель проходит через слои водонапорного песчаника, поэтому скорость проходки этого перегона была ниже, чем других. На этом перегоне в районе станции «Пролетарская» произошёл вывал породы..
  • На перегоне в сторону станции «Рыбацкое» использованы максимально допустимые уклоны. Это связано с тем, что пути с глубокого заложения выведены на поверхность. Кроме этого, особенностью строительства перегона являлось то, что дальняя от станции часть перегона строилась открытым способом.