Обводный канал

«Обво́дный кана́л» — 64-я станция Петербургского метрополитена. Входит в состав 5 (Фрунзенско-Приморской) линии, расположена между станциями «Звенигородская» и «Волковская».

Ввод станции в эксплуатацию в составе первой очереди Фрунзенского радиуса в 2008 году не был предусмотрен. Станция открылась 30 декабря 2010 года.

Планируется открытие перехода на станцию «Каретная» Красносельско-Калининской линии при её пуске. Наличие кросс-платформенной пересадки было бы удобнее для пассажиров. Но от строительства двухярусной пересадочной станции отказались, а перестраивать тоннели Фрунзенско-Приморской линии, как это было на Технологическом институте в 1961 году, не собираются.

Вестибюль

Наземный вестибюль станции разместился на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала. Павильон метро находится на месте снесённого рынка (бывший кинотеатр «Север», Лиговский проспект, 153) и 8-этажного здания, оба — постройки 1914 года. Здание кинотеатра являлось частью неосуществлённого авторского проекта 1911 года, по которому предполагалось завершить выезд по Лиговскому проспекту за Обводный канал двумя высокими доминантами, слева и справа от оси проспекта, по Обводному каналу. Прежде здание кинотеатра «Север» (до революции — «Нордъ») считалось объектом культурного наследия, однако в августе 2004 года КГИОП исключил его из списка памятников.

Вестибюль встроен в комплекс нового здания, с сохранением градостроительной идеи 1911 года. Для этого пришлось снести бывший кинотеатр «Север» и разобрать 8-этажное здание, так как «Метрострой» не смог гарантировать сохранность последнего во время строительства.

Архитектура и оформление

«Обводный канал» — пилонная станция глубокого заложения (глубина 61 м). Первоначальный проект предусматривал строительство двухъярусной пересадочной односводчатой станции, но для удешевления и ускорения строительства тип станции был изменён на пилонный.

Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Б. А. Подольского и П. В. Малмалаева (Санкт-Петербургское отделение ГипроНИИ РАН) в стиле промышленной архитектуры. Оба вестибюля и наклонный тоннель с эскалатором являются элементами единой композиции. Нижний вестибюль сконструирован по проекту, аналогичному «Спасской» и «Волковской». Стены перронов украшены стеклокерамическим панно с панорамой Обводного канала — такого, каким он был в конце XIX века. С одной стороны — набережная правого берега, с другой — левого. Общая длина композиции 360 погонных метров, на которых не заложено ни одного места под размещение рекламы. Как утверждает Юлия Шавель — пресс-секретарь Петербургского метрополитена — «К сожалению, без рекламы сегодня мы жить не можем. Возможно мы будем требовать от рекламодателей, чтобы их макеты вписывались в общую концепцию оформления станции».

Уже вскоре после открытия станции пассажиры заметили неточности в оформлении панно. Архитектор Варшавского вокзала был указан на стене станции метро «Обводный канал» как «Скаржиновский К. А». На самом деле фамилия архитектора — Скаржинский. Спустя две недели ошибка была исправлена. Также на панно напротив Варшавского вокзала иллюстраторы поместили знаменитый Царскосельский курзал — первый в России вокзал.

Наземный и подземный вестибюли оформлены архитекторами Б. А. Подольским, П. В. Малмалаевым и художниками А. Я. Гординым и П. Э. Якушиным.

Наклонный ход (выход со станции) с четырьмя эскалаторами располагается под углом к продольной оси станции.

Строительство

2008 год:

  • Апрель: Принято постановление о расселении зданий.
  • Май: установлен забор вокруг будущего вестибюля.
  • 2 сентября — началась разборка бывшего кинотеатра.
  • Октябрь: участок остался без построек.
  • Ноябрь: Здание снесено, идёт забивка свай.

2009 год:

  • Начались работы по сооружению наклонного хода.
  • Декабрь: завершены работы по проходке наклонного хода

Открытие станции

Первоначально планируемая дата открытия станции для проезда транзитом — 1 декабря 2008 года, но в середине ноября она была перенесена на 24 декабря 2008 года, и открытие движения состоялось 20 декабря 2008 года.

По данным на середину 2010 года открытие станции в полном объёме для пассажиров планировалось в январе 2011 года. Однако в интервью, данных в 2010 году, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко настаивала на сдаче станции в эксплуатацию не позднее конца декабря 2010 года. Вице-губернатор Юрий Молчанов сообщил, что станция откроется до конца года.

По данным на 24 декабря 2010 года (при посещении её журналистами) станцию планировалось торжественно открыть 30 декабря 2010 года (ранее предполагалось открыть станцию 25 декабря). Пресс-служба метрополитена говорила о промежутке открытия 27—30 декабря. С 26 декабря транзитные поезда останавливались (без открытия дверей) на станции.

Станция открыта 30 декабря 2010 года. На открытии станции присутствовали губернатор В. И. Матвиенко и председатель ЗакСа В. А. Тюльпанов.

Станция с момента открытия функционирует в полном объёме, в то время как само здание торгового центра достраивалось в течение 2011 года.

Интересные факты

  • «Обводным каналом» сначала хотели назвать станцию «Фрунзенская».
  • После открытия движения на участке «Звенигородская» — «Волковская» и до открытия станции «Обводный канал» автоинформатор объявлял: «…станцию „Обводный канал" поезд проследует без остановки». Однако другие станции-призраки Петербургского метрополитена («Крестовский остров» и «Адмиралтейская») до открытия подобным образом не афишировались.
  • Станция удостоилась именного жетона, выпущенного к открытию станции. Председатель ЗакСа СПБ Вадим Тюльпанов призвал покупать жетоны как нумизматическую редкость.

Транспорт

  • Трамвайные маршруты: № 16, 25, 49.
  • Автобусные социальные маршруты: № 3, 5М, 5Мб, 26, 54, 65, 74, 76, 91, 141.