Особенности

  • Самое глубокое в мире метро по средней глубине залегания: 60 из 67 станций — глубокого заложения (22—86 м). Станция «Адмиралтейская» — самая глубокая станция в России (приблизительно 86 м). Глубина перегонов «Невский проспект» — «Горьковская», «Чёрная речка» — «Пионерская» и «Комендантский проспект» — «Старая деревня» достигает 95—100 м.
  • Метро проектировалось при Сталине, поэтому на всех станциях первой очереди были предусмотрены его изображения, однако открыто было в начале Оттепели, и все подобные элементы были ликвидированы. Единственное изображение Сталина осталось на станции «Площадь Восстания» в виде мелкой фигуры на барельефе.
  • Ввиду неблагоприятных для строительства геологических особенностей подземного Петербурга прокладка метрополитена сопряжена с серьёзными трудностями; поэтому многие технологии были применены здесь впервые в мире, — например, в 1974 году произвели замораживание плывуна.
  • Первое в России метро, находящееся в двух субъектах страны (станция «Девяткино» находится в Ленинградской области). До пуска станции «Мякинино» в Московской области было единственным таким метрополитеном в стране.
  • Впервые в мире использованы станции закрытого типа («горизонтальный лифт»). В петербургском метро их 10, первая из них — «Парк Победы». В настоящее время подобные станции более не сооружаются, однако существующие являются характерной «визитной карточкой» Петербургского метрополитена. Машинисты, работающие на линиях с такими станциями, получают прибавку к зарплате.
  • Впервые в СССР в 1975 году построены односводчатые станции глубокого заложения: «Площадь Мужества» и «Политехническая». Их в Петербурге 15, а в Москве — одна.
  • Впервые в СССР в 1961 году создан кроссплатформенный пересадочный узел («Технологический институт»).
  • Впервые в мире в 1997 году построена двухъярусная пересадочная односводчатая станция («Спортивная»).
  • Станция петербургского метрополитена «Проспект Ветеранов» является самой загруженной в России[15].
  • Петербургский метрополитен является самым северным и самым западным в России; станция «Парнас» — самая северная станция метро России, «Приморская» — самая западная.
  • Для строительства вестибюлей станций в советское время были снесены ряд церквей (Знаменская, Спас-на-Сенной, церковь Космы и Дамиана).
  • В СССР в метрополитене были станции «Площадь Ленина» и «Ленинский проспект» Ленинградского ордена Ленина метрополитена им. В. И. Ленина.
  • 24 из 67 станций расположены в центре города на островах дельты Невы.
  • Определённая часть станций метрополитена расположена в зоне, подтопляемой при наводнениях. Поэтому наземные вестибюли этих станций приподняты на несколько ступенек над окружающим ландшафтом.

При уровне 2,5 м выше ординара в зоне затопления окажутся

  • «Приморская»;
  • «Горьковская»;
  • «Крестовский остров»;
  • «Чкаловская»;
  • «Спортивная»;
  • «Невский проспект»;
  • «Адмиралтейская».

При уровне 3 м выше ординара в зоне затопления окажутся

  • «Чёрная речка»;
  • «Садовая»;
  • «Спасская»;
  • «Василеостровская».
  • Первоначально в поездах объявление станций было таким (примеры):

Перед открытием дверей — «Станция Фрунзенская», перед закрытием дверей — «Двери закрываются. Следующая станция — Московские ворота».
Затем формат объявлений изменился: перед открытием дверей — «Фрунзенская. Следующая станция — Московские ворота», перед закрытием дверей — «Осторожно, двери закрываются».
После пуска Фрунзенско-Приморской линии объявления стали такими: до открытия дверей — «Фрунзенская»; после открытия дверей (паузы в ~5 секунд) «Следующая станция — „Московские ворота"»; перед закрытием дверей — «Осторожно, двери закрываются».
С 2013 года стало таким: до открытия дверей: «Станция „Фрунзенская"». После паузы в несколько секунд: «Следующая станция — „Московские ворота"». Перед закрытием дверей: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция „Московские ворота"».

Форма оповещения о переходе на другую линию, по крайней мере начиная с середины 80-х годов, была такой: «переход на станцию „Гостиный двор" к поездам Невско-Василеостровской линии».
Затем форма оповещения изменилась: «переход на линию три».
После пуска Фрунзенско-Приморской линии снова стала такой: «переход на станцию „Гостиный двор" к поездам третьей линии», либо «переход к поездам второй линии», если станции пересадочного узла имеют одинаковые названия, как узел «Технологический институт-1,2» и узел «Площадь Александра Невского-1» — «Площадь Александра Невского-2».

  • С 2010 года, вместе с объявлением «Осторожно, двери закрываются», на каждой третьей станции звучит объявление «Уважаемые пассажиры, уступайте места беременным женщинам, пожилым людям и пассажирам с детьми!». После введения повторного оповещения о следующих станциях такие объявления звучат во время стоянки поезда.
  • С 2013 года на каждой третьей станции звучит объявление «Уважаемые пассажиры! Во избежание травм держитесь за поручни!».
  • В течение нескольких месяцев в 2014 году на каждой третьей станции звучало объявление «Граждане (позже - Уважаемые) пассажиры! Сообщайте об оставленных вещах и предметах и подозрительном поведении пассажиров!»
  • В 80-х годах при подъезде к станции «Пушкинская» звучало объявление: «„Пушкинская". Витебский вокзал и Театр юного зрителя». Затем упоминание про ТЮЗ убрали.
  • Уже более тридцати лет названия станций в поездах Петербургского метрополитена объявляются голосом диктора Ленинградского телевидения Михаила Быкова.

Работа в ночное время

В 2013 году стартовал эксперимент по работе метрополитена в ночное время. Поезд-челнок связал обе стороны Невы, когда разведены мосты; он курсировал между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная» по выходным дням с 1:00 до 3:00, по одному пути. За первомайские праздники было перевезено более 1000 пассажиров. Примерно столько же и на праздничные дни 9 мая. Предполагается дальнейшая работа ночью по выходным дням.

С 31 мая 2013 года заявлен переход на еженочный график работы. Интервал отправления поезда-челнока — 20 мин.

  • С открытием второго выхода со «Спортивной», Петербург получит ночную связь Петроградской стороны с Васильевским островом.