Площадь Александра Невского-1
«Пло́щадь Алекса́ндра Не́вского» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Маяковская» и «Елизаровская».
Станция открыта 3 ноября 1967 года в составе участка «Василеостровская» — «Площадь Александра Невского». Получила название по расположению на одноимённой площади.
Вестибюль
Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой. Встроен в здание гостиницы «Москва», расположенное в самом конце Невского проспекта, напротив входа в Александро-Невскую лавру. Круглый в плане, вестибюль построен весьма своеобразно: сначала пассажиры попадают в закруглённый коридор, по бокам которого располагаются кассы, а затем уже внутри находится эскалаторный зал с куполообразным потолком. Внутри вестибюль отделан эстонским доломитом, черновским мрамором, керамической плиткой и деревом. Вестибюль был построен раньше гостиницы «Москва» и до её постройки стоял отдельно. Выглядел он как приземистое здание с куполом и застеклёнными входами аналогично типовым вестибюлям станций Московско-Петроградской линии.
В 2008 году из вестибюля был открыт переход в ТК «Москва». До его постройки на его месте были витражные окна, выходившие во двор гостиницы.
Привязка общественного транспорта
Возле станции «Площадь Александра Невского» проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:
- Автобусные социальные маршруты: № 3М, 3Мб, 4М, 4Мб, 8, 24, 27, 46, 55, 58, 132, 191.
- Автобусные коммерческие маршруты: № К-8, К-16, К-57, К-141, К-156, К-185, К-187, К-209, К-289.
- Трамвайные маршруты:
- № 7 (улица Коммуны — проспект Солидарности),
- № 24 (Перекупной переулок — станция метро «Рыбацкое»),
- № 65 (Невский завод — река Оккервиль) — по рабочим дням.
- Троллейбусные маршруты:
- № 1 (Ординарная улица — Хасанская улица),
- № 14 (площадь Александра Невского — река Оккервиль),
- № 16 (улица Маршала Тухачевского — площадь Бехтерева) — по рабочим дням,
- № 22 (площадь Труда — Хасанская улица),
- № 33 (проспект Солидарности — Суворовский проспект — проспект Солидарности) — по рабочим дням.
Архитектура и оформление
«Площадь Александра Невского» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ≈ 54 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Л. П. Лаврова, Т. В. Шишковой, В. Г. Шишкова и инженера О. В. Грейц. Композиции подземного зала станции придано некоторое своеобразие за счёт наклона стен внутрь. Стены перронного зала, облицованные белым мрамором, ритмично прорезаны дверными проёмами, над которыми установлены световые панели.
В середине 90-х годов плафоны на светильниках были заменены. Изначально плафоны имели ребристый рельеф, затем были поставлены плоские стеклянные, а с 2005 года — металлические.
Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в северном торце станции.
В торцевой стене подземного зала была установлена художественная композиция «Александр Невский» (скульпторы Э. Р. Озоль, И. Н. Костюхин и В. С. Новиков). Композиция выполнена из меди, на ней изображается древнерусская княжеская дружина.
В 1985 году при обустройстве перехода на станцию «Площадь Александра Невского-2» композиция была перенесена в переходный тоннель и развёрнута на 90°. При этом была заменена рама произведения. В результате этих изменений панно теперь освещается жёлтым светом потолочных светильников, установленных в переходе.
Пересадки
Станция является пересадочным узлом к поездам Правобережной линии и соединена со станцией «Площадь Александра Невского-2». Лестница перехода начинается в южном торце станции, пересадка представляет собой тоннельный переход с лестницей и малыми эскалаторами. На балюстрадах эскалаторов установлены светильники.
Площадка перехода, на котором находится рельефное панно «Александр Невский» освещается оригинальными светильниками, такими же как на станции «Площадь Александра Невского-2».
Ремонт наклонного хода
С 1 июня 2010 по 31 марта 2011 года собственный выход со станции был закрыт в связи с ремонтом наклонного хода.