Площадь Мужества

«Пло́щадь Му́жества» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Кировско-Выборгской линии, между станциями «Лесная» и «Политехническая».

Станция открыта 31 декабря 1975 года в составе участка «Лесная» — «Академическая». Названа по расположению у одноимённой площади.

Наземные сооружения

Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитекторов Е. М. Рапопорта, А. Я. Свирского и П. И. Юшканцева. Позднее к нему было пристроено здание по адресу Политехническая улица, дом № 17. Из наземного вестибюля на улицу ведут два выхода: на площадь Мужества и во дворы Политехнической улицы, но выход во дворы в настоящее время не используется для входа-выхода пассажиров.

В названии и оформлении станции увековечена память о мужестве защитников и жителей Ленинграда в годы Блокады.

В 2004 году была проведена замена освещения наземного вестибюля.

Подземные сооружения

«Площадь Мужества» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 67 м), одна из первых двух в СССР данного типа (другая — «Политехническая»). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Л. Л. Шретер, Е. М. Рапопорта, А. Я. Свирского, Л. И. Шимаковского и П. И. Юшканцева.

Тематика станции посвящена героизму и стойкости ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Это связано с тем, что станция является ближайшей к Пискарёвскому мемориальному кладбищу. Путевые стены облицованы серым мрамором, пол выложен серым гранитом. Южный торец станции украшает надпись «СЛАВА ГЕРОЯМ ТЕБЯ ЛЕНИНГРАД ОТСТОЯВШИМ» (именно так, запятые в надписи отсутствуют). Противоположная, северная, торцевая стена покрыта алюминиевыми полосами с декоративной клёпкой, её венчает подсвеченная изнутри пятиконечная звезда из нержавеющей стали.

Освещение реализовано оригинальными светильниками, стилизованными под чаши вечного огня, установленными над путевыми зонами. Светильники расположены группами по три штуки, но крайние (ближние к торцам станции) светильники собраны в группах по шесть штук.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. Освещают нижний эскалаторный зал натриевые лампы, расположенные над путями.

Ремонт

В 2005 году к 60-летию Победы на станции был проведён косметический ремонт: южная торцевая стена была обшита композитными панелями, надпись над выходом в город была отреставрирована и позолочена.

В 2010 году проведена замена облицовки путевых стен. Необходимость такого ремонта руководство метрополитена объяснило появлением трещин в отделке путевых стен (в первую очередь — на консолях светильников).

Путевое развитие

Во время т. н. размыва, в 1995—2004 годах, станция временно являлась конечной для северного участка Кировско-Выборгской линии. Для оборота составов севернее станции временно был сооружён оборотный съезд, в котором после восстановления сквозного движения на линии разобрали пути. Особенностью станции было то, что на время проведения работ по ликвидации размыва поезда прибывали и отправлялись с одного и того же II главного станционного пути.

С этой станцией связан автобус маршрута № 80, который во время «размыва» курсировал между «Лесной» и «Площадью Мужества». После ликвидации аварии власти обещали в память об этом обстоятельстве больше не присваивать автобусным маршрутам Санкт-Петербурга этот номер.

Привязки общественного транспорта

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Ма, 9, 40, 80*, 123, 138.
  • Автобусные коммерческие маршруты: № К-4, К-10, К-50, К-94, К-123, К-143, К-143А, К-150, К-152, К-175А, К-223, К-240А, К-240Б, К-252, К-271, К-322.
  • Трамвайные маршруты: № 38, 40, 55, 61.
  • Троллейбусные маршруты: № 4, 6, 13, 21.

Интересные факты

Наземный вестибюль станции расположен точно на 60-й параллели.

Автобус № 80 ходит снова (по маршруту автобуса № 123 от улицы Жени Егоровой до станции Пискарёвка), несмотря на решение городских властей никогда более не использовать номер 80.