Пролетарская
«Пролета́рская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Ломоносовская» и «Обухово».
Станция открыта 10 июля 1981 года в составе участка «Ломоносовская» — «Обухово». В проекте станция носила название «Завод „Большевик"».
Вестибюли
Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, А. В. Квятковского и И. Е. Сергеевой (Ленметрогипротранс) и располагается в сквере на пересечении проспекта Обуховской Обороны с улицей Чернова.
Благодаря круглой форме и стеклянным витражам напоминает собой парковый павильон, окружённый подпорными стенками, пологими лестницами и промежуточными площадками. Эскалаторный зал перекрыт пространственной структурной плитой и имеет свободную планировку.
Архитектура и оформление
«Пролетарская» — колонная станция глубокого заложения (глубина 72 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Д. С. Гольдгора, Ю. В. Еечко, Р. Ш. Розенталь и Н. А. Афошина (мастерская № 5 ЛенНИИпроекта).
Архитектурное решение станции посвящено раскрытию темы рабочего класса. Путевые стены облицованы белым и бело-розовым мрамором, это одна из немногих станций, буквы названия которых выполнены из камня. Пол выложен чёрными, серыми и тёмно-красными гранитными плитами. Облицованные белым мрамором колонны венчают наклонные плоскости массивного фриза из полированного гранита, символически изображающего развёрнутое красное знамя. Закарнизное освещение направлено на свод зала и на бликующий фриз. Торцевая тёмно-красная стена-стела подземного зала украшена символами Советского Союза — горельефом «Серп и Молот».
Первая из двух станций Петербургского метрополитена с каскадом из двух эскалаторов (вторая — «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской линии). Большие и малые эскалаторы соединены небольшим тоннельным переходом. Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции.
Реконструкция
25 августа 2005 года станция была закрыта на реконструкцию. В период закрытия станции выполнены следующие работы:
- демонтаж зонтов эскалаторного наклонного хода;
- демонтаж креплений зонтов эскалаторного наклонного хода;
- ремонт чугунной обделки эскалаторного наклонного хода;
- установка направляющих и монтаж новых композитных зонтов (по аналогии с зонтами на станциях «Невский проспект-1» и «Комендантский проспект»;
- замена освещения тоннельного перехода, каскада эскалаторов и наземного вестибюля;
- замена отделки стен и полов наземного вестибюля.
Открытие планировалось на 25 февраля 2007 года, но состоялось досрочно 17 ноября 2006 года.
В 2011—2012 производилась замена облицовки путевых стен: мраморная кладка была заменена на блоки, укреплённые на металлический каркас, а название станции выполнено из более тёмного камня.