Проспект Ветеранов

«Проспе́кт Ветера́нов» — станция Петербургского метрополитена. Конечная станция южной части Кировско-Выборгской линии.

Движение на станции было открыто 5 октября 1977 года в составе участка «Автово» — «Проспект Ветеранов» (праздничные мероприятия состоялись раньше — 29 сентября 1977 года). Названа из-за расположения вблизи одноимённой городской магистрали.

Наземные сооружения

Из-за мелкого заложения станции отсутствуют павильон и эскалаторы. Входы на станцию совмещены с подуличными пешеходными переходами:

  1. На бульвар Новаторов в сторону Дачного проспекта.
  2. На бульвар Новаторов в сторону улицы Танкиста Хрустицкого.

Подземные сооружения

«Проспект Ветеранов» — колонная станция мелкого заложения (глубина ≈ 8 м). Подземный зал сооружён по проекту архитектора В. Г. Хильченко и инженера С. П. Щукина. Как и станция «Ленинский проспект» — представитель немногочисленных в Петербургском метрополитене станций «московского типа» или «сороконожек» (колонных станций мелкого заложения с упрощённым оформлением подземного зала).

Стиль оформления — мемориальный, что соответствует названию станции. Колонны отделаны чёрным лабрадоритом и серым мрамором (крайние колонны), пол — серым гранитом, чёрным лабрадоритом с латунными вставками. Металлическими профилями выделены рёбра колонн. Путевые стены станции облицованы золотистым мрамором «газган». Вскоре над входами были установлены выполненные в чеканном металле горельефы на тему истории СССР, начиная с выстрела «Авроры» (скульпторы П. А. Якимович и А. И. Сиренко).

Привязка общественного транспорта

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 68, 81, 88, 89, 130, 145, 145а, 162, 195, 486, 632, 632а.
  • Автобусные коммерческие маршруты: № К-20, К-29, К-49, К-52, К-68, К-81, К-84, К-88, К-89, К-105а, К-130, К-165, К-184, К-195, К-197, К-216, К-227, К-234, К-235, К-246, К-297, К-329, К-343, К-445в, К-486в, К-631, К-635, К-639, К-639б, К-639в, К-650а, К-650в.
  • Троллейбусные маршруты: № 20, 29, 37.

Путевое развитие

За станцией находится шестистрелочный оборотный тупик, используемый для оборота составов и ночного отстоя. Планировалось построить новый участок линии: «Проспект Ветеранов» — «Улица Солдата Корзуна» — «Проспект Маршала Жукова» — «Лигово». Осуществление проекта до 2020 года Генеральным планом Санкт-Петербурга не планируется. Вместо него планируется развитие Красносельско-Калининской линии для равномерного распределения пассажиропотока между линиями метрополитена.

Самая загруженная станция России

По показателю пассажиропотока является самой загруженной станцией в России, и странах бывшего СССР, что объясняется отсутствием метро в ближайших пригородах и Красносельском районе Петербурга, жители которого вынуждены пользоваться «Проспектом Ветеранов». Пассажиропоток станции 193,1 тыс. человек/сутки (зимние сутки, данные 2008 года).

Особенности проекта и станции

  • Первоначально станцию хотели назвать по нынешнему Дачному проспекту (на тот момент он именовался улицей III Интернационала, так же предполагалось назвать станцию).
  • При строительстве тоннелей со стороны станции «Ленинский проспект» применялись клееболтовые стыки повышенной прочности в тоннелях. Тоннели прошли под бульваром Новаторов.
  • На самом деле станция находится в стороне от проспекта Ветеранов, располагаясь вдоль бульвара Новаторов. Другие станции Петербургского метрополитена как правило строились непосредственно у соседствующих крупных магистралей.

Реконструкция объектов станции и подземных переходов

Адресной инвестиционной программой бюджета Санкт-Петербурга на 2008—2010 годы не предусмотрено финансирование реконструкции объектов станции «Проспект Ветеранов». С 3 октября 2007 года был закрыт лестничный спуск «Проспект Ветеранов-1» по чётной стороне бульвара Новаторов в связи с производством работ по строительству пешеходной зоны. «Проспект Ветеранов-2» закрывался частично. Первый этап работ был завершён 31 января 2008 года. По состоянию на декабрь 2011 года все работы завершены.