Пушкинская

«Пу́шкинская» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Технологический институт» и «Владимирская».

Станция открыта 30 апреля 1956 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания».

Название связано с близостью Витебского (бывш. Царскосельского) вокзала, соединяющего Санкт-Петербург с городом Пушкин (Царское Село), где в Лицее с 1811 по 1817 год жил и учился поэт (позже Пушкин жил в Царском Селе в 1831 году). В проекте станция носила название «Витебская».

Одноэтажное деревянное здание первого вокзала было возведено уже после смерти Пушкина (1837).

15 декабря 2011 года совет по сохранению культурного наследия рекомендовал внести «Пушкинскую» в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[2], однако пока она остается выявленным объектом культурного наследия.

1 декабря 2013 года вестибюль станции был закрыт на ремонт для проведения капитального ремонта наклонного хода и замены эскалаторов. Для входа и выхода на станцию пассажирами используется вестибюль станции «Звенигородская» Фрунзенско-Приморской линии, соединённой с «Пушкинской» пересадочным пешеходным тоннелем. Открытие вестибюля станции «Пушкинская» после ремонта запланировано на 30 июня 2015 года.

Наземные сооружения

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, инженера С. М. Эпштейна и располагается на Загородном проспекте, рядом с Витебским вокзалом. Вестибюль включает в себя:

  • Коридор, идущий к дверям входа-выхода пассажиров. В нём расположены кассы станции.
  • Центральный круглый зал, в нём находятся турникеты. Зал освещён светильниками, расставленными вдоль стен. Также обращают на себя внимание два киоска, декорированные в соответствии с оформлением станции. Потолок этого зала богато украшен лепниной.
  • Над эскалаторным подъёмом расположен квадратный зал, отделённый от круглого большой аркой. На стене этого зала над наклонным ходом находится барельефный медальон с профильным изображением А. С. Пушкина, работы скульптора М. Т. Литовченко. Потолок зала покрыт кессонами.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. Для его освещения применяются светильники, похожие на факелы. Такие светильники были распространены на станциях первой очереди.

Подземные сооружения

«Пушкинская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 57 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В А. Петрова и Л. М. Полякова. Первоначально оформление станции планировалось связать со строительством Царскосельской железной дороги, первой в России. В окончательном проекте тематика изменилась — она целиком посвящена великому русскому поэту, и считается одной из красивейших в петербургском метро. Это единственная станция первой очереди, спроектированная не ленинградскими архитекторами, а московским архитектором Л. М. Поляковым (проект также в отличие от остальных станций принят на внеконкурсной основе).

Леонид Михайлович Поляков (ленинградец по рождению, окончивший в 1929 году ЛВХТИ (быв. Академию художеств) переехал в Москву в 1933 году в составе группы Щуко — Гельфрейха для проектирования Дворца Советов). К тому времени был автором уже трёх станций московского метро, в том числе «Калужской» (с 1961-го «Октябрьская») Кольцевой линии, с которой у «Пушкинской» совпадают даже мелкие детали оформления.

Пилоны облицованы белым мрамором, пол выстлан тёмно-красным гранитом. Гранит доставлялся в Ленинград с Украины, со знаменитых Токовских разработок. По кромке красного гранита выложен узор из чёрного и белого камня. В нишах установлены чёрные металлические торшеры с хрустальными чашами, излучающими свет. Стройные стволы светильников декорированы позолоченными стилизованными щитами, копьями и другими отделочными деталями.

В торце центрального подземного зала установлена статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина. За ней располагается панно художницы М. А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Панно подсвечено снизу лампами дневного света. Благодаря мягким, матовым краскам, подсветке и расположению отдельных частей композиции создаётся ощущение раздвинувшихся стен, арки, выходящей на вольный воздух.

Пол проходов на перроны выложен гранитом, вокруг которого была положена простая кафельная плитка светлого цвета.

На путевых стенах перронов плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого; установлены двери с декоративными решётками с надписью «1955» (станция была открыта в 1956 году, но решётки были сделаны аналогично соседним станциям). Станционные стены покрыты мрамором, украшены колоннами и изящными вентиляционными решётками, рисунок которых перекликается со светильниками центрального зала. Перроны освещены небольшими изящными люстрами. Две люстры сняты с потолка над перроном в месте перехода на станцию «Звенигородская» и установлены в переходе.

В 2006 году на станции проводилась замена полов.

Привязка общественного транспорта

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 4М, 4Мб, 5М, 5Мб.
  • Автобусные коммерческие маршруты: № К-15, К-25, К-90, К-124, К-177, К-258, К-338, К-800, К-900.
  • Трамвайные маршруты: № 16.
  • Троллейбусные маршруты: № 3, 8, 15, 17.

Особенности проекта и станции

  • Станция была номинально сдана в эксплуатацию 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», но при этом был оформлен только подземный зал станции, вестибюль и наклонный ход не были построены. Они должны были быть открыты тогда же, однако из-за проблем при строительстве наклонного хода были закончены только 30 апреля 1956 года (после номинального открытия станция вновь закрылась для постройки наклонного хода с вестибюлем).
  • Станция считается первым мемориалом в метро СССР. Здесь был установлен первый подземный памятник. К тому же, этот памятник — не единственный памятник Пушкину в Петербургском метро (второй — на станции «Чёрная речка»).
  • Длина перегона «Пушкинская» ←→ «Технологический институт» около 780 метров. Это один из самых коротких перегонов в Петербургском метрополитене.
  • Единственная станция Петербургского метрополитена, которая, будучи расположенной рядом с вокзалом, не имеет выхода в здание вокзала. Чтобы попасть на Витебский вокзал, нужно выйти из вестибюля станции.
  • Единственная станция в петербургском метро, оборудованная системой контроля путевого пространства. Над путями станции расположено 16 инфракрасных камер, которые в режиме реального времени с помощью программного обеспечения контролируют пути станции. В случае падения пассажира на пути станции или пересечения ими шуц-линии на АРМ дежурного по станции приходит звуковой сигнал. Система отключается в момент прибытия поезда на станцию.

Пересадка

20 декабря 2008 года открылся переход на станцию «Звенигородская» Фрунзенско-Приморской линии. Лестница перехода расположена над путями южного направления. Линии в этом месте проходят почти параллельно, но строительство ССВ не планируется.