Спасская
«Спа́сская» — конечная станция Правобережной линии Петербургского метрополитена. Является частью единственного в городе трехстанционного пересадочного узла «Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь». С открытия в 2009 году и до 7 ноября 2013 года станция не имела отдельного выхода на поверхность.
Проектное название станции — «Площадь Мира-2».
Вестибюли
Станция введена в эксплуатацию 7 марта 2009 года без собственного выхода на поверхность. Вплоть до 7 ноября 2013 года выход со станции осуществлялся через станции «Садовая» и «Сенная площадь». Строительство вестибюля началось в феврале 2011 года, а 2 апреля 2012 года началась проходка наклонного хода. После неоднократных переносов сроков 7 ноября 2013 года вестибюль был торжественно открыт. Впоследствии над вестибюлем станции планируется возвести новый торгово-развлекательный комплекс «Пик-2», куда после реконструкции будет встроен и вестибюль станции «Сенная площадь».
На переходах установлены тоннельные эскалаторы ЭТХ-3/75, производимые «Кировским заводом». По заверениям производителя, эскалаторы рассчитаны безотказную эксплуатацию в условиях высоких пассажирских нагрузок на протяжении 50 лет. «Спасская» является первой станцией Петербургского метрополитена, на которой установлены подобные эскалаторы.
Архитектура и оформление
«Спасская» располагается на глубине около 60 метров. Является единственной на Правобережной линии и второй открытой после 1963 года станцией пилонного типа (1 июля 1963 года были открыты станции «Горьковская», «Невский проспект» и «Площадь Мира»; 20 декабря 2008 года — «Волковская»). Подземный зал выполнен по проекту архитекторов Е. М. Рапопорта, В. Н. Морозовой и В. Г. Хозацкого (ООО «Архитектурная мастерская Рапопорта Е. М.»).
Станция украшена мозаичными панно на тему зодчества Петербурга. Авторы мозаик: И. Г. Уралов, С. Н. Репин и Н. П. Фомин. Пол выстлан гранитом.
Боковые и центральный залы соединяют семь проёмов для прохода, длина пилонов от 10 до 23 метров, ширина проёмов — 3 метра. Выход в город находится в центре зала.
Знак «Зодчеству Петербурга»
Напротив выхода в город находится памятный знак «Зодчеству Петербурга», представляющий собой круглый медальон, на котором выбиты фамилии выдающихся архитекторов города, однако в нём содержатся ошибки: «Деламот» вместо Валлен-Деламот (фр. Jean-Baptiste Vallin de la Mothe), «Детомон» вместо Тома де Томон (фр. Jean-François Thomas de Thomon), фамилия архитектора Огюста Монферрана (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand), автора Исаакиевского собора, написана с одной «р». Отсутствует какой-либо порядок при упоминании династий зодчих: братья Косяковы — «Косяковы», в то время, как архитекторы Шарлемани (отец и два сына) — «Бр. Шарлемани», фамилия братьев Квасовых (Андрея и Алексея) внесена в список в единственном числе. Николай Бенуа и его сын Леонтий Бенуа так же, как И. А. Фомин и сын И. И. Фомин, записаны отдельно, причём инициалы Бенуа стоят перед фамилиями, а Фоминых — после; фамилии архитекторов Китнеров и Шаубов — в единственном числе.
Руководство метрополитена пообещало исправить ошибки. Этим будут за свой счёт заниматься в мастерской, выполнявшей медальон.
Мозаика
В октябре 2013 года в наземном вестибюле было уложено пять мозаичных панно, на котором изображена жизнь Сенной площади в XIX веке — собор Спас-на-Сенной, представители купечества, знаменитые русские писатели и герои их произведений. Для создания панно использовано две тонны смальты.
Безопасность
В октябре 2013 года Комитет по транспорту объявил конкурс на разработку документации по оснащению входной зоны станции «Спасская» аппаратурой радиационного контроля.
Происхождение названия
Название станции связано с близостью места, где до 1961 года находился Успенский собор, известный также, как «Спас-на-Сенной» (ранее предполагалось, что на станции будет панно с изображением храма Успения Пресвятой Богородицы и других утраченных церквей Петербурга, однако проект был изменён). Территориально станция находится на Спасском острове, также восстановлено название Спасского переулка.
Сроки ввода в эксплуатацию
Открытие станции произошло 7 марта 2009 года вместе с вводом в эксплуатацию участка Фрунзенско-Приморской линии «Садовая» — «Звенигородская», который соединил работавшие до этого отдельно части линии от «Комендантского проспекта» до «Садовой» и от «Звенигородской» до «Волковской». Задержка ввода станции в эксплуатацию по сравнению с изначально заявленной датой составила более трёх месяцев.
Первоначально станцию планировалось открыть 1 декабря 2008 года, в июле 2008 года была назначена дата 18 декабря, в ноябре 2008 года она была перенесена на 24 декабря, впоследствии — на 20 декабря 2008 года. 18 декабря 2008 года поступила информация о том, что «Спасскую» сдать к назначенному времени не успеют, 20 декабря 2008 года была объявлена следующая дата открытия — 1 февраля 2009 года. По сообщению от 26 января 2009 года станция могла открыться в начале февраля 2009 года, 3 февраля поступила информация о сроках ввода 14 февраля, однако через несколько дней эти данные были опровергнуты — 10 февраля сроки ввода станции в эксплуатацию были обозначены как неопределённые, 11 февраля было озвучено, что открытие состоится не раньше конца февраля 2009 года. 20 февраля была озвучена новая дата открытия — 28 февраля. В результате станция была открыта лишь 7 марта 2009 года, при этом последний перенос сроков ввода был вызван болезнью чиновника, который должен дать «добро» на торжественное разрезание ленточки. Несмотря на это, станция была открыта в 5.45 без каких-либо праздничных мероприятий. По словам главы Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина, основной причиной задержки ввода станции в эксплуатацию явились комплексные испытания новых эскалаторов.
Пересадки
Станция является третьей составляющей пересадочного узла «Сенная площадь» — «Садовая» — «Спасская». В переходе «Сенная площадь» — «Спасская» на стене указаны все названия, которые имел за свою историю Санкт-Петербург, вместе с годами переименований: 1703 Санкт-Петербург / 1914 Петроград / 1924 Ленинград / 1991 Санкт-Петербург.
На каждой из двух пересадок установлены по четыре эскалатора производства завода «Универсалмаш» — дочернего предприятия «Кировского завода». Несмотря на наличие эскалаторов, в переходах имеется большое количество подъемов и уклонов.
Ремонт пересадочного узла в 2010—2011 годах
2 апреля 2010 года на одном из подъёмов в связи с неисправностью эскалатора был закрыт переход с «Садовой» на «Спасскую». В середине мая на осмотр и ремонт были закрыты два эскалатора на переходе со станции «Спасская» на станцию «Сенная площадь». На ремонтируемых эскалаторах появилось объявление о том, что работы ведёт «Универсалмаш» под руководством Большакова Н. Н. и продлятся они до 22 июня. Однако после 22 июня ремонт не был завершён, и объявление пропало. В одном из интервью Николай Большаков заявил, что ремонт завершится не раньше августа. В конце августа стали сообщать о завершении работ в декабре. В ноябре появилось сообщение о возможности открытия только в январе 2011 года. В январе же было заявлено о переносе открытия переходов на конец февраля. В полноценном режиме пересадочный узел открылся 12 февраля 2011 года с началом работы метрополитена.
Путевое развитие
После пуска в эксплуатацию Фрунзенского радиуса оба тоннеля прежде действовавшего перегона между станциями «Достоевская» и «Садовая» стали единственной в Петербурге двухпутной служебной соединительной ветвью. За станцией с запада находится оборотный тупик, соединённый с главными путями при помощи перекрестного съезда с I путем и расположенного пошерстно стрелочного перевода со II путем. Главные пути на данный момент также являются тупиковыми, и вскоре их предполагается сделать перегонными тоннелями к станции «Театральная».
Пересадка на общественный транспорт
- Трамвайные маршруты: № 3.
- Автобусные социальные маршруты: № 2М, 2Ма, 4М, 4Мб, 5М, 5Мб, 49, 70, 71, 181.
- Автобусные коммерческие маршруты: № К-1, К-3, К-7, К-19, К-36, К-115, К-124, К-169, К-186, К-195, К-212, К-213, К-350.