Улица Дыбенко

«У́лица Дыбе́нко» — конечная станция Правобережной линии Петербургского метрополитена.

Станция открыта 1 октября 1987 года в составе участка «Проспект Большевиков» — «Улица Дыбенко». Наименование получила по расположению на одноимённой улице.

Название станции

В проекте станция носила названия «Красных комиссаров» (это название было отражено в официальном карманном календарике со схемой метро) и «Весёлый посёлок».

В 2007 году и Метрополитен, и Топонимическая комиссия Петербурга подтвердили, что в 2006 году было подготовлено решение о переименовании станции в «Весёлый посёлок». Решение могло вступить в силу только при условии подписи губернатора.

В конце лета 2007 года Топонимическая комиссия приняла решение рекомендовать правительству города это переименование, и если бы правительство города приняло утвердительное решение по этому вопросу, то после ввода в эксплуатацию Фрунзенского радиуса, при изменении всей система оповещения были бы изменены и названия станций. В Топонимической комиссии оценивали возможность переименования как 50 на 50 . В итоге предложение о переименовании было отклонено.

Вестибюль

Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, К. Г. Леонтьевой и располагается на пересечении проспекта Большевиков и улицы Дыбенко. Выполнен в форме четырёхугольника, с высоким гранитным порталом, устроенным на скошенном углу, который ориентирован к перекрёстку. Витражная плоскость портала несколько заглублена в объём павильона. К проспекту и улице павильон обращён глухими, облицованными известняком стенами, «обогащенными» одним элементом — нишами.

Эскалаторный зал перекрыт железобетонным куполом. Уходящий вверх шатёр подсвечивается массивным «фартуком», опоясывающим зал по кругу.

Архитектура и оформление

«Улица Дыбенко» — колонно-стеновая станция глубокого заложения (глубина ≈ 61 м). Сооружена по проекту архитекторов О. Г. Кравцова, М. П. Антонова и Г. А. Васильева.

Тематика художественного оформления станции — революционная борьба за светлые идеалы. Порталы перронного зала, формирующие двухрядную колоннаду станции, облицованы тёмно-серым гранитом. Путевые стены выложены бело-жёлтым мрамором. Белый свод подземного зала подсвечивается закарнизными лампами.

Ряды колонн прерываются короткими стенками в начале, середине и конце зала. Они украшены шестью мозаичными композициями, выполненными из камня. На художественно оформленных мозаиках-пиктограммах изображены: сноп пшеницы; строй штыков; серп; молот; пламя; развевающийся флаг.

Торец центрального зала украшает большое мозаичное панно, также сделанное из камня. На панно изображена молодая, одетая в кожанку женщина, с винтовкой в одной руке и книгой с лозунгом «СВОБОДА МИР БРАТСТВО РАВЕНСТВО ТРУД» в другой, олицетворяющая молодую Советскую Республику (художники И. Г. Уралов, С. Н. Репин, Н. П. Фомин и В. В. Сухов).

Наклонный ход (выход со станции), содержащий четыре эскалатора, расположен в южном торце станции.

События

14 ноября 2011 года на станции метро «Улица Дыбенко» скончался от сердечного приступа легендарный российский диджей MC Вспышкин, переживший ленинградскую блокаду.

Привязка общественного транспорта

Возле станции «Улица Дыбенко» проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:

  • Автобусные социальные маршруты (городские): № 4, 4М, 4Ма, 97, 140, 191.
  • Автобусные социальные маршруты (пригородные): № 467 (сезонный), 469, 485, 511, 565, 575, 579, 596а.
  • Автобусные коммерческие маршруты (городские): № К-57, К-83, К-97, К-137, К-140, К-155а, К-155б, К-215, К-218, К-239, К-254, К-264, К-269, К-365, К-388, К-401.
  • Автобусные коммерческие маршруты (пригородные): № К-468, К-469, К-485, К-563, К-565, К-575, К-579, К-595, К-801.
  • Трамвайные маршруты: № 7, 23, А.
  • Троллейбусные маршруты:
    • № 14 (площадь Александра Невского — река Оккервиль),
    • № 27 (площадь Конституции — река Оккервиль),
    • № 28 (станция метро «Ломоносовская» — проспект Солидарности).