Выборгская

«Вы́боргская» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Лесная» и «Площадь Ленина».

Станция открыта 22 апреля 1975 года в составе участка «Площадь Ленина» — «Лесная». Названа из-за расположения в историческом районе Санкт-Петербурга — Выборгская сторона. В проекте станция носила название «Бабурин переулок».

Оформление станции посвящено первым петербургским марксистам с Выборгской стороны.

Наземные сооружения

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, В. Г. Хильченко, инженеров Е. А. Эрганова, И. X. Целолихиной, С. П. Щукина и располагается на Лесном проспекте, между улицами Смолячкова и Гренадерской. Стеклянное здание своеобразно своим архитектурным проектом, потолок вестибюля набран из сборных армоцементных элементов, в отдельные секции которых вмонтированы ртутные лампы, из-за чего в вестибюле очень светло.

Это не единственный сохранившийся «стеклянный» вестибюль. Из серии проектов также сохранилась «Академическая». «Политехническая» сильно модернизирована (нижний ярус остекления закрыт декоративным камнем), а на «Площади Мужества» наземный вестибюль потерял свой внешний вид при постройке жилого дома. Такой же стиль использован в «Девяткино», но из-за наземного расположения станции там создаётся другое впечатление. «Выборгская» — одна из двух станций в Санкт-Петербурге (другая — «Петроградская»), из наземного вестибюля которых начинается подземный пешеходный переход (этот к тому же — самый длинный в Петербурге). Над наклонным ходом вестибюля имеется балкон, на котором с 1970-х годов установлены декоративные растения.

Подземные сооружения

«Выборгская» — колонная станция глубокого заложения (глубина — 67 метров). Подземный зал выполнен по проекту архитекторов А. В. Жука, В. Ф. Дроздова и Е. А. Жука. В торцевой стене перехода от эскалаторов к станции находится барельеф, изображающий восставших рабочих Выборгской стороны. Арки колонн перекрыты железобетонными балками, колонны расширяются кверху в сторону центрального зала.

Отличительная особенность отделки станции: колонны и путевые стены выложены розовато-бежевым травертином, полы — серым гранитом.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в северном торце станции.

Путевое развитие

В южном торце станции располагается линейный пункт машинистов Кировско-Выборгской линии.

Особенности проекта и станции

  • Из-за особого расположения станции относительно вестибюля подземный зал станции и эскалаторный марш соединены между собой длинным пешеходным переходом, изгибающимся в виде буквы «S». Аналогично сделан переход на станциях «Лиговский проспект» и «Приморская».
  • Ранее все три нефа подземного зала станции были одинаковой длины; центральный торец украшала надпись «Выборгская», подобная тем, что расположены на путевых стенах. В постсоветский период часть вестибюля станции отдали под служебные нужды, закрыв три крайних пролёта среднего зала. В эти производственные помещения имеются два входа с разных сторон платформы, и в обоих установлены металлические ворота-решётки, благодаря чему можно, находясь на одной стороне платформы, увидеть другую сквозь служебную комнату. Подобное в Петербургском метрополитене, кроме «Выборгской», до 2014 года имело место и на станции «Лесная».

Привязки общественного транспорта

Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Ма, 14, 86.
  • Автобусные коммерческие маршруты: К-152, К-367.
  • Трамвайные маршруты: № 2, 20, 38.