Звенигородская

«Звенигоро́дская» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Фрунзенско-Приморской линии, расположена между станциями «Садовая» и «Обводный канал».

Открыта 20 декабря 2008 года в составе первого пускового комплекса Фрунзенского радиуса. Была введена в эксплуатацию без выхода на поверхность. Для сообщения с остальными линиями метрополитена был задействован переходной коридор между станциями «Звенигородская» и «Пушкинская», а для выхода на поверхность — эскалаторный тоннель станции «Пушкинская». Собственные вестибюль и наклонный ход станции были открыты 26 декабря 2009 года.

Привязки общественного транспорта

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 4М, 4Мб, 5М, 5Мб.
  • Автобусные коммерческие маршруты: № К-15, К-25, К-90, К-139, К-177, К-258, К-338, К-800, К-900.
  • Трамвайные маршруты: № 16.
  • Троллейбусные маршруты: № 3, 8, 15, 17.

Вестибюль

По первоначальным данным от пресс-службы метрополитена, павильон должны были построить по проекту архитектора Еечко Ю.В. и Ромашкина-Тиманова Н.В.. Этот проект описывался как двухэтажное здание с портиком, гармонично вписывающееся в архитектурный ансамбль бывших казарм Семёновского полка. Планировалось на первом этаже разместить сам вестибюль, а на втором — службы метрополитена. Однако, проект был изменён, и вестибюль было решено встроить в ТРК «Звенигородский», возведенный по проекту «Адаманта». Проект фасадов здания принадлежит архитектору Р.М. Даянову [журнал "Капитель", №5, 2009].

Открытый 26 декабря 2009 года вестибюль станции с четырьмя эскалаторами встроен в ТРК «Звенигородский», открытый осенью 2010 года. Павильон разместился между домами № 1 и № 3 по Звенигородской улице, названной по городу Звенигороду.

Архитектура и оформление

«Звенигородская» — колонно-стеновая станция глубокого заложения (глубина ≈ 57 м). Первоначально станция планировалась как колонная, но из-за остановки в 1996 году работ по сооружению станции и, вследствие этого, возникших деформаций частично построенного тоннеля, в 2001 году было принято решение для предотвращения дальнейших деформаций заменить часть колонн глухими простенками. Боковые тоннели станции имеют увеличенный, по сравнению с типовой колонной станцией, диаметр — 9,8 метров; средний зал — типовой с расстоянием между осями колонн 3,8 метра в продольном направлении и 8 метров — в поперечном.

Станция построена по проекту архитекторов Ленметрогипротранса. Авторы проекта: Н. В. Ромашкин-Тиманов, Ю. В. Еечко, Д. А. Бойцов и Н. А. Виноградова (ОАО «Ленметрогипротранс»). Тематика художественного оформления станции посвящена Семёновскому полку, казармы которого располагались в районе выхода станции на поверхность на Семёновском плацу. Пол выполнен из зелёного гранита Rakhi Green (Индия) с цветными вставками и окантовкой из красного гранита Imperial Red (Индия). Стены облицованы мрамором Коелга, гранитом Кашина гора и тёмно-зелёным мрамором Indiana Green (Индия). Выбор поставщика и камня из Индии произведён специалистом по природному камню Владимиром Шестаковым. На станции установлено мозаичное панно из смальты с изображением самых первых семёновцев Петра Великого, выполненными в мастерской Российской академии художеств (художник А. К. Быстров).

Пересадки

Станция является пересадочным узлом — переход к поездам Кировско-Выборгской линии. Конструкция сопряжения перехода со станцией уникальна для Петербургского метрополитена. В центральной части станции платформа среднего зала приподнята (продольные лестницы перед и после неё), и уже с этой платформы идёт лестница над путями, ведущая в три коротких коридора, объединённых небольшим залом, разделяющимся на два коротких тридцатиметровых переходных тоннеля к станции «Пушкинская». В переходе подвешены две люстры, размещавшиеся до сооружения перехода над посадочной платформой «Пушкинской».

Строительство

Сооружение правого станционного тоннеля диаметром 9,8 метра началось в октябре 1994 года и после установки 121 колец в марте 1996 года было приостановлено. В связи с возникшими деформациями конструкций тоннеля, вызванными длительной приостановкой работ, с октября 2001 года по март 2002 года выполнялись работы по сооружению глухих железобетонных простенков и установке временных поддерживающих колонн. С июля 2004 года работы по сооружению тоннеля были возобновлены и завершились в мае 2005 года. Переборка левого пилот-тоннеля на станционный диаметр 9,8 метра началась в январе 2006 года. Для уменьшения сроков строительства в марте 2006 года с противоположной стороны станции организована переборка пилот-тоннеля встречным забоем. В марте 2007 года работы по переборке пилот-тоннеля были закончены. С октября 2005 года в правом станционном тоннеле начались работы по монтажу постоянных колонн и устройству монолитных простенков. Аналогичные работы в левом станционном тоннеле были начаты в ноябре 2006 года. В феврале 2007 года начато сооружение начального участка верхнего свода станции: со стороны СТП сооружен монолитный участок для монтажа механизма сборки обделки. Работы по проходке верхнего свода стартовали в марте и продолжались до ноября 2007 года. В июне 2007 года начато сооружение обратного свода станции. В июле 2007 года начались работы по сооружению вестибюля и наклонного хода:

Готовим грунт к прохождению, в Петербурге всегда тяжело проходить первые 50 метров, потому что сплошные водоносные слои. На «Звенигородской» ситуация одна из самых сложных, поэтому приходится не просто замораживать грунт, как делали метростроевцы полвека назад, но и укреплять его цементом. Такая система надежнее.

— Главный инженер службы капитального строительства метрополитена Владимир Маслак

В апреле 2008 года основные конструкции станции были полностью готовы и началось сооружение внутренних конструкций станции (пассажирских платформ, служебных помещений).

По состоянию на январь 2008 года был практически завершён демонтаж тюбингов временного заполнения в боковых тоннелях со стороны среднего зала. Пройден переход к станции «Пушкинская». На станции «Пушкинская» была отгорожена территория и производился демонтаж зонтов над ЛСТ. На месте наземного вестибюля станции проводилась заморозка грунтов и сооружение котлована под фундамент 3-4-х этажного здания вестибюля. Был утверждён проект здания.

27 ноября 2008 года были полностью закончены работы с панно.

В 2008 году велась проходка наклонного хода станции и строительство вестибюля. Проходка эскалаторного тоннеля была завершена в марте 2009 года. Открытие состоялось 26 декабря 2009 года.

Дата открытия станции

Для пассажиров станция была открыта 20 декабря 2008 года. Выход в город осуществлялся через станцию «Пушкинская» по причине отсутствия собственного вестибюля. Собственный вестибюль станции был открыт 26 декабря 2009 года.